Воспитатель МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Частинская начальная школа - детский сад» Куликова Наталья Васильевна С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения и основах безопасности и жизнедеятельности в нашем учреждении функционирует семейный клуб «Счастливая семья» В ходе подготовки к заседаниям клуба перед нами возникла проблема: к каждому заседанию нам часто необходимы различные пособия, книги, спортивный инвентарь, игры и игрушки, т.е. элементы развивающей среды. Мы педагоги и инициативная группа родителей решили, почему бы не оформлять к каждому заседанию клуба мини-музей, который не только вызовет у детей познавательный интерес, расскажет о возникновении разных предметов, но и приобщит их к культуре здорового образа жизни. Цель: Приобщение детей к культуре здорового образа жизни, через создание мини-музеев.
Задачи: Реализация направления «Музейная педагогика»; Обогащение развивающей предметно – пространственной среды ОУ; Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; Формирование проектно-исследовательских умений и навыков; Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания; Развитие творчества, логического мышления и воображения Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его «мини-музеем». Часть слова «мини -» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к организации мини-музея: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками. В процессе создания мини-музея сотрудникам детского сада и родителям приходится попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Ребята из старших групп также выступают в роли экскурсоводов и проводят экскурсии для малышей рассказывая о предметах экспозиции. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, обследовать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Темы экспозиций музея зависят от тем заседаний семейного клуба. Этапы создания мини – музея «Хотим стать чемпионами!», который предназначен для заседания клуба «Безопасность во время детских игр и занятий зимними видами спорта». Всю работу по созданию мини музея мы раздели на три этапа. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП В начале работы воспитатели вместе с родителями и детьми определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музей решили разместить в спортивном зале. Педагоги и родители составили чертеж-схему, описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании всех участников образовательного процесса. Для того чтобы узнать, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди родителям было предложено посетить с детьми разные музеи. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП Взрослые и дети, следуя своей модели, создали мини музей. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Родители принесли фотографии и картинки различных зимних видов спорта, участвующих в Олимпиаде в Сочи 2014, карту спортивного комплекса в Сочи, символы Олимпиады 2014. Деревянные и пластиковые лыжи для детей и взрослых, лыжные палки, лыжные ботинки, разные виды коньков (для фигурного катания и игры в хоккей), хоккейную форму, клюшки, медали «Гонки мужества», вымпелы, репродукции картин спортивной тематики, художественную и познавательную литературу, дидактические альбомы и т.д. Большой вклад в оформление мини музея внесла спортсменка – лыжница Марина Владимировна Ярославцева. Она была почетным гостем на заседании клуба и рассказала о том, как они всей семьей заботятся о своем здоровье, о тех видах спорта, которыми они занимаются и об их достижениях. Марина Владимировна принесла в мини музей лыжную спортивную форму, лыжные ботинки, палки, лыжи, фотографии, кубки и конечно медали. Мы создали экспозицию «Наша гордость». На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музее. Желающие становились экскурсоводами. Родители во время заседания семейного клуба изготовили дидактические игры: Лото «Зимние виды спорта», в котором использовали пиктограммы Сочинских олимпийских игр. Игра-ходилка «Дорога к Олимпу» - это игра на удачу. Цель ее быстрее всех достигнуть финиша, невзирая на всяческие неожиданности. ТРЕТИЙ ЭТАП – это функционирование музея. Мы провели экскурсии «Наша гордость – семья Ярославцевых», викторину «Что мы знаем о зимних видах спорта», развлечение «Самые быстрые, самые ловкие» и другие мероприятия с детьми и их родителями. Родители брали домой из музея домой дидактические игры, альбомы, художественную и познавательную литературу для детей и взрослых. В результате создания мини-музеев обогатилась предметно-развивающая среда ОУ (всего было собрано 147 экспонатов) и в семьях обучающихся, повысился познавательный интерес у детей и их родителей, а также повысилась посещаемость семейных клубов, если в прошлом учебном году на заседания клубов приходило 60% родителей, то в этом учебном году 85%. Мы думаем, что создание мини-музеев в образовательных учреждениях помогают педагогам взаимодействовать с детьми и родителями.
|