Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Занятие «Космическое путешествие»
Познание
Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна   
01.10.2014 02:00

Занятие «Космическое путешествие»Занятие «Космическое путешествие».
Подготовительная группа.
Программное содержание:
-Систематизировать элементарные представления детей о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о Солнце, о звёздах и созвездиях, а также об освоении космоса людьми.
-Закреплять умение моделировать космическое пространство на плоскости, отображая полученные впечатления.
-Продолжать формировать умения выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, умение оперировать противоречиями , анализировать проблемные ситуации.(ТРИЗ)
-упражнять в решении задач, составлении предложений по схеме, определении количества звуков, букв и слогов.
- Развивать любознательность, познавательную и поисковую активность.


-Воспитывать культуру общения друг с другом.
Словарная работа:
обогащать словарь детей, умение отвечать на вопросы распространёнными предложениями
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «ОБЖ».
Методические приёмы:
Словесные: вопросы, ТРИЗ, рассказы, чтение стихов, словесная игра, словарная работа
Наглядные: сюжетные и предметные картинки,
Практические: опытническая деятельность, контурное рисование, моделирование на плоскости, решение задач, составление предложений по схеме.
Игровые: игры: «Солнечная система», «Звёздное небо», «Цепочки», «Хорошо – плохо», «Собери ракету из частей»,
Материал к занятию.
Фотоиллюстрации с изображением поверхности нескольких планет Солнечной системы, картинки для плоскостного конструирования , мяч, листы с точками для контурного рисования, сюжетные и предметные картинки, муз.центр, звукозапись, костюм Незнайки, термометр, лампа
Предварительная работа.
Рассматривание схемы – плаката «Космос», набора открыток «Первый в мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.
Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
В. Кащенко «Созвездие драконов»,
П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
Большая энциклопедия дошкольника,
Альманах «Хочу всё знать».
Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении Солнечной системы. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г/.
Словесные игры: «Да - нет», «Хорошо – плохо», «Цепочки», МФО, метод импатии.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: дети, сегодня у нас много гостей , а это всегда праздник. « гость в дом – радость в нём». И радость эта яркая как солнце.
А что такое солнце?
Дети: это звезда.
Воспитатель: это самая большая и яркая звезда.
Вбегает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, дети. Недавно я побывал на Луне, а на днях гном-волшебник попросил побы­вать на Солнце и узнать, что там происходит. Я, конечно, со­гласился.
Сел в небольшой самолетик, полетел на Солнце и через час долетел до Солнца. Я отличный летчик, поэтому и не пролетел мимо маленького солнышка, а спокойно сел на один из солнечных аэродромов.
Дорога была прекрасная, покрытая не асфальтом, а же­лезом.
Машина мчалась так быстро, что мне стало очень хо­лодно, я даже заболел ангиной. Вот!
Вот что со мной случилось!
Воспитатель: дети, мы с вами много знаем о солнце и давайте поищем ошибки в рассказе Незнайки.
Дети: солнце это яркая и крупная звезда, огромный, раскаленный шар ,с его поверхности постоянно извергаются языки пламени ; долететь на самолёте до неё нельзя, при приближении к нему можно сгореть. На солнце нет аэродрома, на котором можно приземлиться, и нельзя вообще там находиться, а тем более - замёрзнуть.
Воспитатель: так что ,Незнайка, не мог ты попасть на Солнце. Оно очень далеко и слишком горячее.
Незнайка: вы правы, но ведь я ничего совсем не знаю, помогите мне.

Воспитатель: хорошо. Дети, расскажите нашему герою: солнце это плохо -почему?

Дети: бывает очень жарко, наступает засуха; можно получить солнечный удар и ожёг, если будет много и долго греть солнце – может наступить экологическая катастрофа.

Воспитатель: солнце – это хорошо – почему?

Дети: Солнце излучает свет и тепло, который необходим всем живым существам на Земле; на солнце можно загорать, можно поиграть с солнечными зайчиками, можно много гулять.

Воспитатель: как вы думаете – что будет, если исчезнет солнце?

Дети: не будет жизни, станет холодно.

Воспитатель: В каком произведении герой украл солнце?

Дети: Самуил Маршак «Краденое солнце» - крокодил украл солнце.

Воспитатель: В каких произведениях ещё есть герой-Солнце .

Дети: «как Солнце искали»,

Воспитатель: правильно, дети. Незнайка, а как ты думаешь -на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята?

(Предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждого из детей разрезные картинки с изображением космического корабля).

Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей.

Игра «Собери ракету из частей»

Воспитатель : Вот на таких космических ракетах совершаются полёты в космос. А кто первым полетел?

Дети: Белка и Стрелка – собаки.

Воспитатель: Кто такой космонавт?

Дети: Это человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней.

Воспитатель: кто был первый космонавт?

Дети: Юрий Гагарин

Воспитатель: Что такое космодром?

Дети: Это место, где готовятся к полёту, откуда запускают космические корабли и спутники.

Воспитатель: Что такое невесомость?

Дети: состояние, при котором человек и предметы теряют вес.

Воспитатель: Что такое планеты?

Дети: Это круглые небесные тела, вращающиеся вокруг солнца.

Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе?

Дети: Девять.

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте Незнайке расскажем о них

Рассказы детей по выбору о любой планете.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая и пустынная. На Меркурии нет атмосферы . Цвет чёрный.

Венера – самая жаркая планета, за несколько секунд можно испечь пирог. Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха и воды, цвет белый.

Земля – это третья от Солнца планета. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Марс – это холодная планета. У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха, а ,значит, нет и жизни. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

Марс - таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво – красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Сатурн эта планета состоит из жидкости и газа. Она окружена кольцами из камней и льда. Планета жёлто – оранжевого цвета, самая красивая.

– Это планета Юпитер.

Юпитер – больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Уран – состоит из жидкости и газа. Зелёного цвета.

Нептун тоже из жидкости и газа. Синего цвета.

Последний из этих
Гигантских шаров -
Нептун в синей шубе
Своих облаков.
Весь плотно в прозрачные
Льдины одет.
Сквозь лед в глубину
Пробирается свет.

Плутон самая маленькая планета сиреневого цвета и самая неизведанная. На ней темно и холодно.

Воспитатель: чем дальше планета от Солнца, тем холоднее. Давайте убедимся в этом.

Опытническая деятельность: дети подставляют ладони к лампе – близко тепло, далеко – тепло не чувствуется. Проверяют показания термометра: чем дальше от лампы, тем температура ниже.Так и планеты - дальше от солнца самые холодные .

Воспитатель: давайте поиграем в игру : «Солнечная система». Для этого нужно по считалке выбрать Солнце.

Дети считают:

Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце чемпион!

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий — раз,
Венера — два,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не видит — выйди вон.

Воспитатель: У Земли есть спутник – Луна. Мы наблюдали с вами за Луной и видели, какой она бывает разной. То она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее часть.

На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.

У меня для вас есть еще одна загадка. Слушайте внимательно.
Постелен ковер,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху не собрать.  Что это? Кто догадался?

Дети: звёздное небо.
(вывешивается карта звездное небо)
Воспитатель: Послушайте, какую интересную историю вам расскажу про звезды. Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно разделили их на созвездия. Вы, наверно, видели ночью звезды ,и на что похожи рисунки из звезд. Звезды собраны в созвездия.
Один рисунок из звезд напоминает зверя, другой рисунок- птицу, третий -человека. В древности путешественники по звездам находили дорогу, определяли который час. Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, но мы нарисуем некоторые из них по точкам и назовём их.

Дети рисуют созвездия красками.

Воспитатель: каждый человек родился под знаком зодиака и этим определяется характер человека. Под каким знаком родились вы?

Ответы детей.

Воспитатель: кроме планет, звёзд существуют и другие космические тела. Это кометы – небесные тела появляются из глубины космоса и имеют туманный вид, и хвост из пыли и газа.
Метеориты это твёрдые космические тела, распадающиеся в атмосфере на небольшие фрагменты и сгорающие там.

Скажите, а существуют ли инопланетяне?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: давайте пофантазируем и представим, как они могут выглядеть по схеме.

Воспитатель предлагает схему.

Дети составляют портрет инопланетянина: они высокого роста, серьёзные. На большой голове три глаза, нет носа. На руках три пальца одинакового размера. На ногах специальная обувь. Одеты в костюм серого цвета, который защищён специальным устройством .

Воспитатель: я тоже пофантазировала и вот какие инопланетяне получились ( показывает картинку). Давайте составим задачу по картинке.

Дети составляют задачи.

Воспитатель: а как бы мы смогли поговорить , если бы инопланетяне прилетели к нам?

Предположения детей: с помощью жестов, мимики, рисунков, познакомить с алфавитом гостей.

Воспитатель: познакомив с алфавитом русского языка, нужно познакомить и со словами, которые часто встречаются на Земле. Назовите всё, что бывает зелёным, добрым, красивым.

Воспитатель показывает слово планета.

Дети, сколько букв в этом слове? А звуков?

А сейчас поиграем в игру: « разные поезда»: определите из скольких слогов состоят названия планет и соедините их соответственно с вагончиками.

Один ребёнок выполняет задание у доски.

Воспитатель: по схеме необходимо составить предложение из 4 слов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: давайте представим, что встретились землянин и марсианин – чтобы они рассказали друг другу?

Рассказы детей.

Воспитатель: у каждого на столе находятся разные картинки, связанные с космосом, давайте с их помощью смоделируем космическое путешествие.

Дети выполняют моделирование на плоскости.

Незнайка: как много интересного я сегодня узнал о звёздах, солнце, планетах – пойду, расскажу друзьям.

Уходит. Воспитатель раздаёт детям подарки.

Литература:

1. Алдонина Р.П. О звездах и планетах. - М., 2000.

2. Большая энциклопедия дошкольника,

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г; №7 – 1998, стр.63, №8 -1996,стр. 41.

4. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. - Ленинград, 1971

5. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной. - Ярославль, 1997.

6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. - М., 1985

7. Майорова Р. Игры и рассказы о космосе. - М., 1999.

8. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2004.

9. Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год