Занятие «Космическое путешествие» |
Познание | |||
Автор: Кичкирева Татьяна Анатольевна | |||
01.10.2014 02:00 | |||
Занятие «Космическое путешествие».
Воспитатель: хорошо. Дети, расскажите нашему герою: солнце это плохо -почему? Дети: бывает очень жарко, наступает засуха; можно получить солнечный удар и ожёг, если будет много и долго греть солнце – может наступить экологическая катастрофа. Воспитатель: солнце – это хорошо – почему? Дети: Солнце излучает свет и тепло, который необходим всем живым существам на Земле; на солнце можно загорать, можно поиграть с солнечными зайчиками, можно много гулять. Воспитатель: как вы думаете – что будет, если исчезнет солнце? Дети: не будет жизни, станет холодно. Воспитатель: В каком произведении герой украл солнце? Дети: Самуил Маршак «Краденое солнце» - крокодил украл солнце. Воспитатель: В каких произведениях ещё есть герой-Солнце . Дети: «как Солнце искали», Воспитатель: правильно, дети. Незнайка, а как ты думаешь -на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята? (Предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждого из детей разрезные картинки с изображением космического корабля). Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей. Игра «Собери ракету из частей» Воспитатель : Вот на таких космических ракетах совершаются полёты в космос. А кто первым полетел? Дети: Белка и Стрелка – собаки. Воспитатель: Кто такой космонавт? Дети: Это человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней. Воспитатель: кто был первый космонавт? Дети: Юрий Гагарин Воспитатель: Что такое космодром? Дети: Это место, где готовятся к полёту, откуда запускают космические корабли и спутники. Воспитатель: Что такое невесомость? Дети: состояние, при котором человек и предметы теряют вес. Воспитатель: Что такое планеты? Дети: Это круглые небесные тела, вращающиеся вокруг солнца. Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе? Дети: Девять. Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте Незнайке расскажем о них Рассказы детей по выбору о любой планете. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая и пустынная. На Меркурии нет атмосферы . Цвет чёрный. Венера – самая жаркая планета, за несколько секунд можно испечь пирог. Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха и воды, цвет белый. Земля – это третья от Солнца планета. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета. Марс – это холодная планета. У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха, а ,значит, нет и жизни. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой». Марс - таинственная планета. Она по размеру чуть больше Луны. Из-за кроваво – красного цвета Назвали планету в честь бога войны. Сатурн эта планета состоит из жидкости и газа. Она окружена кольцами из камней и льда. Планета жёлто – оранжевого цвета, самая красивая. – Это планета Юпитер. Юпитер – больше всех планет, Но жизни на планете нет. Повсюду жидкий водород, И лютый холод круглый год. Уран – состоит из жидкости и газа. Зелёного цвета. Нептун тоже из жидкости и газа. Синего цвета. Последний из этих Плутон самая маленькая планета сиреневого цвета и самая неизведанная. На ней темно и холодно. Воспитатель: чем дальше планета от Солнца, тем холоднее. Давайте убедимся в этом. Опытническая деятельность: дети подставляют ладони к лампе – близко тепло, далеко – тепло не чувствуется. Проверяют показания термометра: чем дальше от лампы, тем температура ниже.Так и планеты - дальше от солнца самые холодные . Воспитатель: давайте поиграем в игру : «Солнечная система». Для этого нужно по считалке выбрать Солнце. Дети считают: Раз Меркурий. На Луне жил звездочёт Воспитатель: У Земли есть спутник – Луна. Мы наблюдали с вами за Луной и видели, какой она бывает разной. То она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее часть. На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой. У меня для вас есть еще одна загадка. Слушайте внимательно. Дети: звёздное небо. Дети рисуют созвездия красками. Воспитатель: каждый человек родился под знаком зодиака и этим определяется характер человека. Под каким знаком родились вы? Ответы детей. Воспитатель: кроме планет, звёзд существуют и другие космические тела. Это кометы – небесные тела появляются из глубины космоса и имеют туманный вид, и хвост из пыли и газа. Скажите, а существуют ли инопланетяне? Дети высказывают предположения. Воспитатель: давайте пофантазируем и представим, как они могут выглядеть по схеме. Воспитатель предлагает схему. Дети составляют портрет инопланетянина: они высокого роста, серьёзные. На большой голове три глаза, нет носа. На руках три пальца одинакового размера. На ногах специальная обувь. Одеты в костюм серого цвета, который защищён специальным устройством . Воспитатель: я тоже пофантазировала и вот какие инопланетяне получились ( показывает картинку). Давайте составим задачу по картинке. Дети составляют задачи. Воспитатель: а как бы мы смогли поговорить , если бы инопланетяне прилетели к нам? Предположения детей: с помощью жестов, мимики, рисунков, познакомить с алфавитом гостей. Воспитатель: познакомив с алфавитом русского языка, нужно познакомить и со словами, которые часто встречаются на Земле. Назовите всё, что бывает зелёным, добрым, красивым. Воспитатель показывает слово планета. Дети, сколько букв в этом слове? А звуков? А сейчас поиграем в игру: « разные поезда»: определите из скольких слогов состоят названия планет и соедините их соответственно с вагончиками. Один ребёнок выполняет задание у доски. Воспитатель: по схеме необходимо составить предложение из 4 слов. Дети выполняют задание. Воспитатель: давайте представим, что встретились землянин и марсианин – чтобы они рассказали друг другу? Рассказы детей. Воспитатель: у каждого на столе находятся разные картинки, связанные с космосом, давайте с их помощью смоделируем космическое путешествие. Дети выполняют моделирование на плоскости. Незнайка: как много интересного я сегодня узнал о звёздах, солнце, планетах – пойду, расскажу друзьям. Уходит. Воспитатель раздаёт детям подарки. Литература: 1. Алдонина Р.П. О звездах и планетах. - М., 2000. 2. Большая энциклопедия дошкольника, 3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г; №7 – 1998, стр.63, №8 -1996,стр. 41. 4. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. - Ленинград, 1971 5. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной. - Ярославль, 1997. 6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. - М., 1985 7. Майорова Р. Игры и рассказы о космосе. - М., 1999. 8. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2004. 9. Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;
|