Калиниченко Ольга Викторовна, воспитатель
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения; • научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»; • научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т.п.; • сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения; • применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников; • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года; • сотрудничество с ГИБДД, ОВД, Госпожнадзором, медицинскими учреждениями в формировании навыков безопасного поведения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ: • Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения; • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ • Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке; • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке; • Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил; • Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ • Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности. • Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изобразительная, ручной труд). • В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. • Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности. Паспорт педагогического проекта Разработчик проекта: Калиниченко Ольга Викторовна Тема: «Я дорогу должен знать – обязательно на пять» Образовательная область: обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на дороге и уважения пешеходов к водителю. Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой, межпредметный, долгосрочный. Количество занятий: 1 раз в месяц. Цель: Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: Образовательные • Развивать практические навыки поведения детей на улице • Расширить и систематизировать знание детей о дорожных знаках Развивающие • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес. • Учить придумывать игры, составлять рассказы, загадки, активизировать словарный запас детей. Воспитательные • Воспитывать любовь к родному дому, городу, детскому саду. • Развивать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь другим. Возраст участников проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги Ориентация содержания – практическая направленность Основные направления реализации проекта Работа осуществлялась в 3 этапа 1 – подготовительный • Подбор литературы • Наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий • Подбор статей консультаций, рекомендаций по теме • Анкетирование родителей и диагностирование детей • Круглый стол с участием родителей и детей 2 – основной: Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, реализация поставленных целей и задач. 3- заключительный – Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов. подведение итогов, составления план на новый учебный год Обеспечение проекта. 1. Подбор иллюстративного материала по теме; 2. Изготовление макета «Перекресток»; 3. Изготовление дорожных знаков; 4. Светофор; 5. Атрибуты к сюжетно -ролевым, режиссерским играм; 6. Создание библиотеки: произведения по правилам дорожного движения, подбор стихотворений, сказок, частушек, загадок, пословиц; 7. Настольно – печатных игр. Предполагаемый результат • Узнавать знаки по описанию; • Составлять описательные и сюжетные рассказы по теме; • Участвовать в развлечениях; • Знать и называть дорожные знаки; • Объяснять где и как нужно переходить улицу, проезжую часть; • Самостоятельно находить выход из проблемной ситуации; • Владеть навыками социального поведения и эмоционально- положительно относиться к окружающим, находить позитивные способы установления контактов со сверстниками и взрослыми; • Уметь группировать «дорожные знаки» на группы (запрещающие, разрешающие, предупреждающие, знаки «Сервиса») Презентация проекта: Игра – викторина «Школа дорожных наук» Продукт проектной деятельности: создание в ДОУ Школы дорожных наук – Юные инспектора дороги.
|