Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программапо формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Ребенок и безопасность»
Безопасность детям
Автор: Федорова Ольга Петровна   
22.10.2023 15:28

Рабочая программапо формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Ребенок и безопасность»Рабочая программапо формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Ребенок и безопасность»

Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков «Шатлык» в Пестречинском муниципальном районе» «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Шатлык» в Пестречинском муниципальном районе»

Воспитатель Федорова. О.П. Пестрецы, 2023 г.

ВВЕДЕНИЕ:

С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, основ безопасной жизнедеятельности, в соответствии с Федеральным законом «Обобразовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт), разработана программа «Ребенок и безопасность» (далее – Программа).

 

Скачать конспект

Программа раскрывается через представление общей модели образовательного процесса государственном казенном учреждении «Социальный приют для детей и подростков «Шатлык» в Пестречинском муниципальном районе», возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельностипо формированию основ безопасности, а также в соответствии с направлениями

развития ребенка в пяти образовательных областях. Содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числепредметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают качестве модулей или блоков, из которых создана Программа. Содержание блоков программы позволяет конструировать педагогическую деятельность в разнообразных режимных моментах на материалах широкого спектра, имеющегося в данной программе. Программа «Ребенок и безопасность» опирается на психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культур сообразных и возраст сообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей. На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда поформированию основ безопасности.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает

три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательнойдеятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в формированииоснов безопасной жизнедеятельности, а также междисциплинарное взаимодействие в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализацииобразовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. 1. Пояснительная записка

Безопасность – этосостояние защищенности жизненно важных интересовличности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (Ст. 1 ЗаконаРоссийской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446—I «О безопасности»).

В современном мире никто не застрахован ни от катастроф, ни от стихийныхбедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не тольковзрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественнаялюбознательность ребенка может стать небезопасной для него. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить навсех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая нормадолжна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на улицах городов, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, а также — в связи с последними событиями, происходящими в мире – еще и антитеррористическая безопасность.

В настоящее время в Государственном казенном учреждении «Социальный приют для детей и подростков «Шатлык» в Пестречинском муниципальном районе» реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Основное направление многих программ составляет развитие умственных способностей процессе специфических дошкольных видов деятельности, а методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников отсутствуют.

Следует отметить, что имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, но чаше всего этот материалиспользуется педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) с учетом региональной специфики и преемственности содержания материала по возрастным группам.

Анализ программных документов показывает, что в настоящее время содержательный раздел ООП по образовательной области «Безопасность» не разработан, федеральными государственными образовательными стандартами определенытолько целевые ориентиры.

Серьезный шаг в этом направлении и появление программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» сделан авторским коллективом Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Л.Б. Стеркиной.

В результате чего педагогическим коллективом Государственного казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Шатлык» в Пестречинском муниципальном районе» была разработана программа соответствии с ФГОС «Ребенок и безопасность».

1. 2. Цели и задачи программы «Ребенок и безопасность»

Цель программы — формирование основ безопасного поведения дошкольников.

Задачи:

1. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту,

социуме, природе.

2. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и

способах поведения в них.

3. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности

дорожного движения.

4. Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение;

5. Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения:

предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости — действовать.

6. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Интегративность программного содержания. При составлении перспективногоплана по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей учитывались принцип сезонности, местные особенности, бытовые условия проживаниядетей.

Разработанное содержание является обязательной составной частью программы, кроме того, логично отражается во всех образовательных областях реализуемойрабочей программы Государственного казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Шатлык» в Пестречинском муниципальном районе» социально коммуникативноеразвитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы организации воспитания и обучения. Весь материал систематизирован по тематическим блокам и представлен в виде перспективных комплексно-тематических планов и конспектов.

В работе по ознакомлению воспитанников с правилами безопасности используютсятакие формы, как наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли быпривести к неприятным последствиям, дидактические игры, познавательные беседы, экскурсии, игры-беседы, занятия-практикумы на местности, игры-драматизации, игровое моделирование, игровые персонажи, игровые оболочкибесед, досуговые мероприятия. Наиболее эффективной формой работы с детьмиявляется практико-ориентированная деятельность — экспериментирование, проблемные ситуации. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины и следствия поступка является регулятором детского поведения.

Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели условий любого образовательного учреждения.

При организации работы необходимо помнить о синкретичное восприятиямира детьми дошкольного возраста. Оно заключается в том, что ребенок воспринимает явление действительности целостно, во всем богатстве его красок, оттенков, звуков и запахов, не вычленяя отдельных деталей, не деля факты на главные второстепенные. Такое мировосприятие диктует применение интегрированныхметодов работы, когда в одном занятии сочетаются рассказ педагога и выступления детей со стихами, песенками, когда музыкальное оформление сочетается созрительным восприятием и активным движением детей в пространстве. Навыкибезопасного поведения закрепляются во время прогулок, в общественных местах.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год