«Сказки за безопасность детей. «Лисичка – сестричка и серый волк»». |
Безопасность детям | |||
Автор: Колесникова Роза Раузитовна | |||
13.09.2022 19:22 | |||
«Сказки за безопасность детей. «Лисичка – сестричка и серый волк»». Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста. ОБЖ. Пояснительная записка: Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание – первая ступенька на долгом пути к человечности. Эти качества могут проявляться по отношению к сверстнику, взрослому, цветку, животному – вообще ко всему живому. Но не следует думать, что чтением сказок можно сделать ребенка добрым и отзывчивым, тем не менее, каждая сказка рождает в его душе такие чувства, как участие, волнение, сопереживание.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке, но одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых – помочь им сохранить это качество на всю жизнь. Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью. Цель: учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам. Ход занятия: Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о безопасности. Ведь неприятные истории ситуации могут случиться с любым человеком в любой момент. Поговорим об этом на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». Подумайте, разве дед, когда ехал домой счастливый с удачной рыбалки, мог представить, что с ним случится что-то плохое? Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Воспитатель: Вы прослушали сказку «Лисичка – сестричка и серый волк». Вспомните те неприятные ситуации, которые случились с ее героями. Ответы детей: - Дед остался без улова, лиса обманом у него всю рыбу забрала. - Волка побили, он остался без хвоста. - Лиса всех обманула, да еще на избитом волке в лес ехала. - Бабка осталась без рыбы и без воротника. - Еще лиса в избе в кадку угодила, тесто испортила. Воспитатель: Молодцы! Вспомнили все плохие поступки лисы. Всех она обманула, всех перехитрила, всем зло причинила. Кто из вас опишет внешность лисы? Ответы детей: - Рыжая, пушистая. - Лиса красивая, хвост длинный, пушистый, красивый. - Взгляд хитрый. - Мордочка острая. - Лисичка – самая красивая из зверей. Воспитатель: А если бы не знали, сколько плохого сделала лиса, смогли бы вы по ее внешнему виду понять, что она плохая? Ответы детей: - Нет, на вид она очень красивая и хорошая. - Но взгляд у нее хитрый. Воспитатель: Правильно! На вид лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. Скажите: почему лиса обманула деда? Ответы детей: - Потому, что она хитрая. - Потому, что она ленивая. Голодная, но идти на охоту мышей ловить не хочет. - Она знает, как тяжело за зайцем гоняться: заяц быстрый, да еще и следы путает, — можно и не догнать. Деда легче обмануть. - Потому, что дед ей поверил. - Деду надо было лучше проверять, мертвая она или нет. Воспитатель: А как должен был поступить дед, чтобы не оказаться в такой ситуации? Ответы детей: - Дед старый и знает, что лиса – обманщица. Нужно было подумать, прежде чем бросать лису в сани, и тогда он что-нибудь придумал бы. - Нужно было проехать мимо и не обращать внимания на лису. - Нужно было внимательно посмотреть ей в глаза – он заметил бы, что она живая. - Дед знал, что лиса хитрая, но очень захотел воротник для бабки. Нужно было лису положить в мешок и крепко его завязать. И тогда и рыба была бы, и воротник. Воспитатель: Правильно! Дед, увидев легкую добычу, забыл о возможной опасности. Забыл. Что лиса коварная, хитрая, может обмануть. Если бы дед подумал, прежде чем сделал, были бы у него и рыба, и воротник. А если бы проехал мимо, то остался хотя бы с рыбой. Но хитрая лиса и рассчитывала на то, что дед соблазнится легкой добычей, пожадничает и забудет об осторожности. Одну ситуацию мы обсудили. А теперь поговорим о том, как лиса наказала жадного и ленивого волка. Ответы детей: - Лиса сама часто бывает голодной, но с волком добычей не делилась, а послал его на верную смерть. Хорошо, что только без хвоста остался. - Лиса посоветовала ловить рыбу в проруби, на волчий хвост. - Она жадная, не поделилась с волком, да еще и обманула его. - Она знала, что волк голодный, жадный, будет долго сидеть и хвост у него примерзнет. Воспитатель: А как мог поступить волк, чтобы остаться с хвостом? Ответы детей: - Волк лучше всех знает, какая лиса кума, она постоянно его обманывает. Сказал бы: «Сама покажи, как ловить рыбу хвостом». - Волк мог и наказать лису за жадность – забрать рыбу. - Волк мог разделить рыбу поровну – было бы честно. Волк и лиса – кум и кума, они оба ленивые, бродят, высматривают, чем бы поживиться, а охотиться не хотят. Мне не жалко волка. Он глупый, ему даже лень подумать, что с ним будет, если он хвост в прорубь опустит. Воспитатель: А вы сможете придумать свой вариант сказки или окончание сказки? Ответы детей: - Ехал дед с рыбалки, а в санях вез мешок рыбы. Видит – на дороге лежит лиса мертвая. Но на самом деле она притворилась. Дед сначала хотел взять лису, но потом подумал: неспроста тут лиса лежит. Присмотрелся: а она живая оказалась. Прогнал ее дед, не удалось ей рыбкой поживиться. Пошла лиса грустная в лес и встретила там такого же грустного и голодного волка. Рассказала она ему о своей неудаче. Тогда волк предложил лисе пойти рыбку самим половить. Лиса посоветовала волку опустить в прорубь хвост и на него, как на удочку, рыбку ловить. Волк понял, что лиса его обмануть хочет, и не согласился. Обиделся он на лису и ушел в лес. А лиса так голодная и осталась. Воспитатель: Молодец, Маша! Она сохранила поучительный сюжет сказки и поучила лису. Кто еще попробует придумать сказку? Ваня, расскажи свою сказку. - В зимний день возвращался дед с рыбалки. Ехал он с наловленной рыбой. Ехал и увидел на дороге лису. Остановился дед посмотреть: жива ли она? Смотрит на лисе мех красивый, пушистый. Вспомнил он про свою старуху: хороший воротник получится. Посмотрел еще раз на лису, видит: вроде бы мертвая. Положил он ее на сани, около рыбы, и дальше поехал. А лиса хитрая оказалась, притворилась мертвой. Лежит она на санях и наблюдает: не смотрит ли дед на нее? Дед не смотрел на нее и лиса начала выбрасывать рыбу. Но дед тоже хитрым оказался. Оглянулся и увидел, что лиса рыбку выбросила. Достал дед ружье – лиса испугалась, спрыгнула с телеги и в лес убежала. Уехал дед, а рыбка осталась лежать на снегу. Шел сзади голодный волк. Увидел он рыбку, обрадовался и съел ее. Вернулась лиса рыбку подобрать, а рыбки уже нет. Вот и сказке конец. Воспитатель: Молодец, Ваня! Сегодня на примере сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» мы увидели, что неприятности могут случиться в любой момент. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса, — хитрые и лживые. В сказке лиса обманула деда и волка. Сказку модно переделать на хороший лад, чтобы плохое происходило с лисой. А деду надо было поступить по-другому – не брать лису. Так же и в жизни. Нас учат не брать в руки, не поднимать незнакомые предметы, вещи: они могут оказаться опасными. А волку нужно было не слушать лису, а думать своей головой. Нам всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой. Сказки придумал народ, чтобы предостеречь нас от возможных опасностей и от плохих людей. Подумайте: если вы найдете какой-нибудь предмет, пусть даже очень красивый, пусть игрушку, что вы сделаете? Ответы детей: -К нему нельзя прикасаться. - Его нельзя брать в руки. - Я скажу об этом маме. Воспитатель: Правильно! Никогда нельзя брать в руки неизвестные предметы, они могут оказаться опасными и привести к несчастью. И еще, привлекательная внешность не всегда говорит о том, что сам человек хороший. Не вспомните такие же примеры из других сказок? Ответы детей: - Снежная королева была красивой, но жестокой, коварно, бессердечной. - В сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях» красивая, но злая царица превратилась в «добрую» старуху, чтобы отравить царевну яблоком. - В сказке «Дикие лебеди» красивая, но злая и коварная царица превратила маленьких принцев в диких лебедей. Воспитатель: Молодцы! Вспомнили сказки, где внешность не соответствует душевным качествам человека, его намерениям. Но не думайте, что все красивые люди плохие или хотят плохо поступить. Это не так. С посторонними, чужими людьми всегда нужно быть осторожными, внимательными. И самое главное, помнить и выполнять простые правила: - Никогда, никуда не ходить с чужими людьми. - Ничего не брать у чужих людей: ни еду, ни игрушки. - Главное: прежде чем совершить какой-нибудь поступок, нужно хорошенько подумать, к чему это приведет. Этому и учат сказки. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Они предупреждают нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Сказки учат нас, слушая их, а потом и читая, на всю жизнь запомнить их уроки и не попадать впросак, не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои. Сказки хотят защитить вас, уберечь, предостеречь. Сегодня вы хорошо поработали. Главное: мне понравилось, как вы рассуждали, какие выводы делали. Я предлагаю вам после занятия, в свободное время, нарисовать иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», поделиться впечатлениями от сказки или, если захотите, нарисовать другую концовку сказки.
|