Проект «Спички детям — не игрушки!»
Паспорт проекта Название и тип проекта
Краткосрочный познавательный проект «Спички детям — не игрушки!»
Разработчики проекта
- Романова Е.А. — воспитатель группы №1
- Елина З.И. — воспитатель группы №8
Участники проекта: Дети Дома ребенка, воспитатели, инструктор по физической культуре, Музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации проекта: Две недели: (20. 05. 2019г. – 07. 06. 2019г.)
Скачать конспект
Основания для разработки проекта
- Федеральный Закон от 29. 12. 2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций».
4. Образовательная программа КУ ХМАО-ЮГРЫ «Урайский специализированный Дом ребенка»
5. Рабочая программа группы. Цель проекта Формирование основ пожарной безопасности у детей 2-4 лет
Задачи проекта
- Формировать элементарные знания о правилах пожарной безопасности.
- Познакомить с различными опасными ситуациями, которые могут привести к пожару.
- Формировать элементарные навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.
- Способствовать развитию сообразительности, умению не теряться в трудную минуту.
Этапы проведения проекта
I этап. Подготовительный. Цель: Создание условий для реализации краткосрочного познавательного проекта.
II этап. Практический.
Цель: Формирование у детей основ пожарной безопасности посредством различных форм и методов взаимодействия.
III этап. Заключительный.
Цель: Обобщение итогов и представление продуктов проекта.
Планируемые результаты проекта
Для детей:
- Ребенок имеет элементарные представления о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них.
- Соблюдает основы безопасного поведения.
- Знает правила обращения со спичками и пожароопасными предметами.
- Знает номера телефонов экстренных служб.
Для педагогов:
- Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников основ пожарной безопасности.
- Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.
- В образовательный процесс включены современные формы взаимодействия с детьми.
Продукты проекта
- Презентация «Формирование у детей 2-4 лет основ пожарной безопасности».
- Развлечения по пожарной безопасности. «Кошкин дом» (совместно с пожарными, родителями)
- Оформление лэпбуков «Пожарная безопасность», «Спички детям не игрушки!».
- Оформление макета «Спички детям не игрушки!».
- Маркеры игрового пространства «Пожарная часть».
- Папка передвижка «Огонь-друг или враг?».
- Памятки для родителей.
- Кукла – пожарный.
- Совместные поделки детей с родителями на тему: «Спички детям — не игрушки!»
Пояснительная записка:
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социальнокоммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Особенно актуальна задача формирования у дошкольников представлений о пожарной безопасности.
Общеизвестно, что дети тянутся к огню и любят играть со спичками.
Но в силу своего возраста они не представляют всей опасности этого развлечения. Поэтому задача взрослых: сформировать знания о том, что со спичками нельзя играть, что пожар – это большая беда и избежать её можно, лишь выполняя правила пожарной безопасности. Важно, чтобы дети не только знали, но и понимали, к чему это может привести.
При работе с детьми 2-4 лет по формированию основ пожарной безопасности в проекте применяются различные формы взаимодействия, но основной формой будет игровая деятельность.
В этом виде детской деятельности малыши будут легче осваивать познавательные действия, первичные знания о правилах безопасности.
Организация образовательной деятельности на основе игры позволит:
- создать условия для эмоционального развития и позитивной социализации воспитанников;
- обогатить познавательный опыт каждого ребенка на основе ближайшего окружения;
- успешно освоить правила безопасного поведения.
Для реализации задач проекта и в соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимо создать предметно–пространственную среду в группе, которая бы обеспечила ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, речевую, игровую и познавательную активность, а также возможность самостоятельной игровой деятельности по теме.
Важно:
- Оформить игровую зону по формированию основ пожарной безопасности, в которой бы присутствовали игровые модули, сенсорные, дидактические игры и пособия.
- Предусмотреть полифункциональные предметы, предметызаместители и природные материалы, пригодные для использования в игровой деятельности по данной теме.
- Подобрать специальные книги, альбомы и демонстрационный материал.
- Пополнить тематическую видеотеку для малышей.
Цель проекта: Формирование основ пожарной безопасности у детей 2-4 лет.
Задачи:
- Формировать элементарные знания о правилах пожарной безопасности.
- Познакомить с различными опасными ситуациями, которые могут привести к пожару.
- Формировать элементарные навыки правильного обращения с огнем и огнеопасными предметами.
- Способствовать развитию сообразительности, умению не теряться в трудную минуту.
Содержание проекта:
Задачи проекта реализуются во всех 5 образовательных областях развития дошкольников.
Образовательная область
Задачи
Социально-коммуникативное развитие
Прививать детям элементарные навыки безопасного поведения.
Познавательное развитие
Сформировать представления детей о спичках, дыме, пожарных и правилах пожарной безопасности.
Речевое развитие Обогатить словарь детей глаголами, существительными и прилагательными по теме.
Познакомить с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений.
Художественно-эстетическое развитие
Развивать способность отображать полученные знания в продуктивной деятельности.
Физическое развитие Развивать мелкую моторику рук.
Обеспечить двигательную активность дошкольников посредством подвижных игр.
Механизм оценки эффективности проекта
- Анализ реализации задач проекта по формированию у детей основ пожарной безопасности.
- Проведение с детьми диагностических игр по освоению правил пожарной безопасности и обращения со спичками.
Формы взаимодействия педагога с детьми
- рассматривание иллюстраций в книгах и альбомах
- чтение детских произведений по теме
- экскурсия в прачечную, пищеблок и пожарную часть города
- рассматривание предметов и их обследование
- дидактические игры
- игры- «секретики»
- подвижные игры
- сюжетные игры
- кинозал
- игровые ситуации.
Формы самостоятельной деятельности детей
- дидактические игры
- сюжетные игры
- рассматривание картинок и иллюстраций.
Планирование деятельности
На первом этапе:
- Изучение методической литературы, сбор материала.
- Пополнение и обновление развивающей предметнопространственной среды в группе по теме проекта.
- Составление картотеки игр и разработка игровых образовательных ситуаций для детей.
- Составление плана работы с детьми.
На втором этапе:
- Проведение серии игр и игровых образовательных ситуаций с детьми.
- Чтение детской художественной литературы по теме.
- Рисование и аппликация по произведениям детской художественной литературы.
- Оформление лэпбука «Спички детям – не игрушки!», «Пожарная безопасность».
На третьем этапе:
- Выставка детских работ.
- Разработка презентации проекта «Формирование у детей 2-4 лет основ пожарной безопасности».
- Проведение с детьми диагностических игр по освоению правил пожарной безопасности и обращения со спичками.
- Развлечение по пожарной безопасности «Кошкин дом» (совместно с пожарными)
- Аналитический отчет по реализации проекта.
I этап. Подготовительный
День проекта Мероприятия этапа
Первый день Подбор информационного материала, литературных источников по теме.
Второй день Составление картотеки игр и разработка игровых образовательных ситуаций для детей.
Третий день Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме проекта.
Четвертый день Разработка сценария развлечения по пожарной безопасности «Кошкин дом».
II этап. Практический
День проекта Мероприятия этапа
Пятый день Тема: «Осторожно – спички!»
Цель: познакомить с функцией спичек, их полезностью и опасностью.
Виды деятельности:
- игра- «секретик»: «Волшебная коробочка» (в ней спички)
- игровые ситуации на тему «Эта опасная спичка»
- дидактическая игра «Сложи картинку. (Пожар на ферме)
- рассматривание сюжетных картинок о правилах обращения со спичками;
- чтение сказки П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасной коробке».
- кинозал «Игра с огнем» — Лукоморье Пикчерз
- рисование + аппликация «Спичка» раскрашивание по контуру с элементами аппликацией «спичка»;
П/игра: «Вода и огонь»
Шестой день Тема: «Чем опасен дым»
Цель: формировать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара и опасности дыма.
Виды деятельности:
- игровая ситуация «Что ты видишь на картинке?»
- дидактическая игра «Как и чем тушить пожар?»
- чтение рассказа Б. Житкова «Дым» и обсуждение рассказа
- кинозал «Отважный пожарный и его команда» (Развивающий мультфильм)
- аппликация «костер в лесу»; (берегите лес от пожара)
- дидактическая игра «Сложи картинку. (Лесной пожар)
- Подвижная игра: «Птенчики в беде».
Седьмой день Тема: «Знакомство с профессией пожарного»
Цель: познакомить с профессией пожарного, рассказать о значимости его труда.
Виды деятельности:
- рассматривание альбомов и картинок на тему «Труд пожарных»;
- дидактическая игра «Что необходимо пожарному?»
- дидактическая игра «Найди тень» (пожарная техника)
- Лепка «Лестница для пожарного» (со спагетти, с пластилином)
- сюжетная игра «Отважные пожарные» (с использованием маркера игрового пространства);
- подвижная игра «Пожарная тревога»
- кинозал «Мой папа пожарный».
Восьмой день Тема: «Электроприборы»
Цель: Рассказать о значении электроприборов в быту, об их
эксплуатации.
Виды деятельности:
- беседа «Электроприборы — домашние помощники»
- экскурсия в прачечную и на пищеблок «Знакомство с электроприборами»;
- дидактическая игра «Найди картинку с электроприбором назови его и расскажи, для чего он нужен»;
- дидактическая игра «Сложи картинку» (электрическая плита)
- аппликация «Электроприборы — домашние помощники».
- пластилиновые заплатки «Стиральная машинка» «Газовая плита»;
- кинозал: «Горячие предметы».
Девятый день Тема: «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»
Цель: закреплять знания о пожарной безопасности в процессе
игровой деятельности.
Виды деятельности:
- Экскурсия в пожарную часть города
- игра-секретик «Что за предметы на картинках?»:
- игровая ситуация «Что нельзя делать?»
- дидактическая игра «Сложи пожарную машину»
- игровая ситуация «Расскажи кукле о правилах пожарной безопасности»;
- подвижная игра – эстафета «Спасём куклу из огня»
- кинозал «Как пожарный тушит пожар».
Десятый день Тема: Оформление лэпбука «Спички детям – не игрушки!»
Цель: закреплять знания детей посредством продуктивных видов деятельности.
Виды деятельности:
- чтение рассказа «Огонек»
- рисование картинок «Малышам о пожарной безопасности»
- вырезывание из журналов изображений, относящихся к теме проекта;
- коллективное оформление страниц лэпбука
- подвижная игра — эстафета «Кто быстрее потушит пожар».
Одиннадцатый день
Тема: «Юный друг пожарника»
Цель: Систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Познакомить со стихотворением С.Я. Маршака «Кошкин дом».
Виды деятельности:
- игровая ситуация «Правила безопасного поведения»
- игровая ситуация «Если случился пожар»
- чтение и обсуждение стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом»;
- сюжетно-ролевая игра «К кошке гости пришли».
III этап. Заключительный
День проекта Мероприятия этапа
Двенадцатый день
Организация комплексной выставки детских работ по рисованию и аппликации.
Проведение с детьми диагностических игр по освоению правил пожарной безопасности и обращения со спичками.
Тринадцатый день
Развлечение по пожарной безопасности с детьми и взрослыми «Кошкин дом» с пожарными и выездная экскурсия пожарной охраны к детям Дома ребенка.
Четырнадцатый день
Разработка презентации проекта «Формирование у детей 2-4 лет основ пожарной безопасности».
Аналитический отчет по реализации проекта.
Литература
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей – СПб, ДетствоПресс, 2016.
- по пожарной безопасности.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. — СПб, ДетствоПресс, 2016.
- Жукова О.Г., Федорова Е.Г., Трушнина Г.П. Азбука «Ау!»: Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. – СПб, Детство-Пресс, 2008.
- Иванова Т.В. Пожарная безопасность. Разработки занятий. Младшая группа. – М.: Корифей, 2011.
- Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2013.
- Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. – Детство-Пресс, 2018.
|