Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. |
Безопасность детям | |||
Автор: Воронцова Ирина Анатольевна | |||
09.11.2021 05:56 | |||
Формирование основ безопасного общения у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. В формировании и воспитании навыков безопасного общения у детей дошкольного возраста играет чтение художественной литературы. Слушая новое произведение или уже знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей, питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели общения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации. Иллюстрации в книгах служат средством приобщения детей к ознакомлению с основами безопасного поведения, так как картинки конкретизируют для детей наглядность, образность. Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы.
Благодаря произведениям у детей закрепляются знания о правильном поведении при встрече с незнакомыми людьми. Они помогают детям понять, что внешность человека может быть обманчивой, получают новые знания об отношениях между людьми, их поступках, недобрых намерениях. Эти знания впоследствии позволяют детям правильно оценить ситуацию и применить их на практике. Произведения помогут ребенку закрепить знания о том, как важно слушать взрослых и помнить правила поведения: М. Зощенко «Показательный ребенок»; Н. Сладков «Неслух»; Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги); Б. Житков «Белый домик»; Р. Киплинг «Слоненок»; А. Ремизов «Гуси-лебеди»; А. Усачев «Про умную собачку Соню» (главы) и др. Кроме художественных литературных произведений для обучения детей применяются дидактические сказки. В отличие от обычных сказок, они имеют не развлекательный, а информативный характер. Их назначение – научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения. Дидактическая сказка дает возможность ребенку самостоятельно принять решение и найти выход из представленной ситуации. Работа с дидактическими сказками включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию. Применение данного приема позволяет избежать типичных ошибок по изучаемой теме и выявить детей, которым нужна помощь. В процессе формирования безопасного общения важна роль родителей. Ведь дети с детства окружены любовью и заботой взрослых. Именно родители должны привить любовь ребенка к книгам. Художественная литература дает возможность ребенку задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее, оценить поступки героев и полученные знания применить в повседневной жизни. На примере литературных персонажей, анализируя их поведение и поступки, решают, как бы сами поступили в данной ситуации. Через загадки, стихотворения, поговорки, сказки, рассказы дети знакомятся с различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта. В старшем дошкольном возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает иллюстрации. У детей уже значительно развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы. Они любят обсуждать прочитанное. Таким образом, чтение детской художественной литературы, прививает детям навыки безопасного общения, осторожного обращения с опасными предметами и безусловного выполнения правил личной безопасности.
|