Практические занятия по ОБЖ как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника. |
Безопасность детям | |||
Автор: Черникова Венера Мурзагареевна | |||
24.03.2021 06:13 | |||
Практические занятия по ОБЖ как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника. Материал подготовила: Черникова Венера Мурзагареевна воспитатель ОБЖ Одой из актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Детей интересует взрослая жизнь, они стараются во всем подражать нам, взрослым. Отсутствие практического опыта взаимодействие предметами в быту порой приводит к нежелательным результатам. Дошкольник –это будущий первоклассник, которому самостоятельно нужно будет дойти до школы и не всегда рядом окажется взрослый, способный помочь. Важно задолго до поступления в школу научить детей соблюдать основные правила безопасного поведения в быту, в природе, на улице, как участника дорожного движения, при встрече с незнакомыми людьми. Наща задача, в комфортной среде детского сада сформировать у дошкольника умение действовать в сложных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является обучение дошкольников основам безопасной жизнедеятельности. С этой целью в МАДОУ д/с №439 разработана программу «Берегись бед, пока их нет», она входит в частью ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Программа реализуется в средних, старших и подготовительных к школе группах. Цель Программы: создание условий, способствующих формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с последующим применением знаний на практике. Основные задачи Программы:
Нами было проведено анкетирование родителей дошкольников и младших школьников. По результатам анкетирования, нами были определены приоритетные направления: «Ребёнок и улица», «Ребёнок дома», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие». Данные направления легли в основу содержания Программы, которое включает в себя теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся один раз в неделю фронтально с детьми средних, старших и подготовительных групп с использованием стихов, загадок, ребусов, тренингов. В ходе занятий дети знакомятся с разнообразными электроприборами, упражняются в усвоении алгоритмов обследования и включения электроприборов, а затем отрабатывают алгоритмы на модулях и макетах. По направлению «Ребенок дома» рассматриваются такие темы: «Огонь друг или враг?», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки — не конфетки!», «Электроприборы в быту». В ходе занятий я стараюсь научить дошкольников тому, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, отработать до автоматизма применение номеров служб спасения 010, 020, 030, 040. Одной из особенностей дошкольного периода детства является то, что дети лучше осваивают знания, когда непосредственно сами участвуют в деятельности. В подготовительной группе Программой предусмотрено два занятия: теоретическое и практическое. В ходе практических занятий дети закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях. На практические занятия ребята приходят в специально организованное пространство мини-кухню, где их встречает гостеприимный хозяин «Блинчик». Кабинет оборудован мебелью под рост ребенка, электророзетки расположены на уровне роста детей, есть кухонная утварь и реальные электроприборы, предметы домашнего обихода. Для детей такие занятия – это увлекательная деятельность, а для нас, взрослых, возможность сформировать навыки индивидуальной безопасности. После отработки алгоритма включения электроприбора на модулях и муляжах индивидуально с каждым ребёнком, дети приступают к работе с реальными электроприборами. Например: «Завариваем чай» (работа с электрочайником и кипятком); «Убираем комнату» (использование пылесоса); «Приготовим салат» (работа с ножом); «Разогреем обед» (правила пользования микроволновой печью) и т. д. В результате систематического проведения таких занятий в течение учебного года дети получают умения правильно пользоваться электроприборами, иглой, ножом и обращаться с горячими предметами. Практическое занятие проводится 1 раз в неделю, с подгруппой детей по 10 человек и имеют следующую структуру:
В рамках работы по направлению «Ребёнок и улица» также проводятся практические занятия, чтобы дети имели возможность закрепить знания, полученные на теоретических занятиях. В кабинете ОБЖ находятся: макет улицы, настенная магнитная доска, макет перекрестка, где дети могут закреплять знания о дорожных знаках, о перекрестке как части дороги, о разных видах наземного транспорта. Кроме того, на территории детского сада создано развивающее пространство – летняя площадка «Страна Светофория» с большим комплектом переносного мобильного оборудования. На летней площадке дети отрабатывают навыки практической деятельности: переход улицы, умения реагировать на сигналы регулировщика, светофора, автомобиля видеть и оценивать ситуацию. Игры на территории площадки очень увлекают детей. Участниками действия являются они сами, каждый ребенок может побыть в роли пешехода, регулировщика, водителя, инспектора ГАИ. Для закрепления у дошкольников знаний ПДД мы проводим конкурсы плакатов на тему «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения». Плакаты победителей конкурса размещаем на стендах внутри детского сада. В рамках реализации Программы «Берегись бед, пока их нет» происходят традиционные события, праздники и мероприятия, в ходе которых происходит закрепление знаний дошкольников. Представители ГИБДД посещают ДОУ для проверки знаний детей по ПДД. Для расширения кругозора детей, совершаются экскурсии в Автогородок. Для закрепления правил противопожарной безопасности в кабинете создан центр по противопожарной безопасности, где размещен весь необходимый инвентарь: атрибуты для сюжетно-ролевых игр (костюмы пожарных, шланги, краны, муляж огнетушителя. Кабинет оборудован мультимедийным оборудованием и большим экраном, подобраны видео- и аудиоматериалы по актуальным направлениям Программы, что позволяет мне осуществлять образовательный процесс на основе применения информационно-коммуникативных технологий. По направлению «Ребенок и природа» работа направлена на воспитание у детей экологически правильного поведения- это совместное участие в природоохранных мероприятиях: весенняя и осеняя ярмарка, ежегодная организация турслёта «Костер дружбы», высадка деревьев и озеленение территории детского сада. В рамках работы по направлению «Здоровье ребенка и эмоциональное благополучие» особая роль отводится формированию у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни. В практической деятельности закрепляем умения и навыки соблюдения правил гигиены, проводим мероприятия, раскрывающие значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом, соблюдение режима дня, правильного питания.
|