Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Практические занятия по ОБЖ как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника.
Безопасность детям
Автор: Черникова Венера Мурзагареевна   
24.03.2021 06:13

Практические занятия по ОБЖ как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника.Практические занятия по ОБЖ как форма включения новых знаний и способов деятельности в систему знаний старшего дошкольника.

Материал подготовила: Черникова Венера Мурзагареевна воспитатель ОБЖ

Одой из актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Детей интересует взрослая жизнь, они стараются во всем подражать нам, взрослым. Отсутствие практического опыта взаимодействие предметами в быту порой приводит к нежелательным результатам.

Дошкольник –это будущий первоклассник, которому самостоятельно нужно будет дойти до школы и не всегда рядом окажется взрослый, способный помочь. Важно задолго до поступления в школу научить детей соблюдать основные правила безопасного поведения в быту, в природе, на улице, как участника дорожного движения, при встрече с незнакомыми людьми. Наща задача, в комфортной среде детского сада сформировать у дошкольника умение действовать в сложных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

 

Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является обучение дошкольников основам безопасной жизнедеятельности. С этой целью в МАДОУ д/с №439 разработана программу «Берегись бед, пока их нет», она входит в частью ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Программа реализуется в средних, старших и подготовительных к школе группах.

Цель Программы: создание условий, способствующих формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни с последующим применением знаний на практике.

Основные задачи Программы:

  • Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
  • Обогащение представлений детей знаниями об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
  • Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
  • Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.
  • Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Нами было проведено анкетирование родителей дошкольников и младших школьников. По результатам анкетирования, нами были определены приоритетные направления: «Ребёнок и улица», «Ребёнок дома», «Ребёнок и природа», «Здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие».

Данные направления легли в основу содержания Программы, которое включает в себя теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся один раз в неделю фронтально с детьми средних, старших и подготовительных групп с использованием стихов, загадок, ребусов, тренингов. В ходе занятий дети знакомятся с разнообразными электроприборами, упражняются в усвоении алгоритмов обследования и включения электроприборов, а затем отрабатывают алгоритмы на модулях и макетах.

По направлению «Ребенок дома» рассматриваются такие темы: «Огонь друг или враг?», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки — не конфетки!», «Электроприборы в быту». В ходе занятий я стараюсь научить дошкольников тому, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, отработать до автоматизма применение номеров служб спасения 010, 020, 030, 040.

Одной из особенностей дошкольного периода детства является то, что дети лучше осваивают знания, когда непосредственно сами участвуют в деятельности. В подготовительной группе Программой предусмотрено два занятия: теоретическое и практическое. В ходе практических занятий дети закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях. На практические занятия ребята приходят в специально организованное пространство мини-кухню, где их встречает гостеприимный хозяин «Блинчик». Кабинет оборудован мебелью под рост ребенка, электророзетки расположены на уровне роста детей, есть кухонная утварь и реальные электроприборы, предметы домашнего обихода. Для детей такие занятия – это увлекательная деятельность, а для нас, взрослых, возможность сформировать навыки индивидуальной безопасности.

После отработки алгоритма включения электроприбора на модулях и муляжах индивидуально с каждым ребёнком, дети приступают к работе с реальными электроприборами. Например: «Завариваем чай» (работа с электрочайником и кипятком); «Убираем комнату» (использование пылесоса); «Приготовим салат» (работа с ножом); «Разогреем обед» (правила пользования микроволновой печью) и т. д. В результате систематического проведения таких занятий в течение учебного года дети получают умения правильно пользоваться электроприборами, иглой, ножом и обращаться с горячими предметами. Практическое занятие проводится 1 раз в неделю, с подгруппой детей по 10 человек и имеют следующую структуру:

  • Организационный момент направлен на создание проблемно-игровой ситуации.
  • Повторение техники безопасности.
  • Практическая часть (например: нарезка фруктов для салата)
  • Заключительная часть (дегустация приготовленного блюда, уборка кабинета)

В рамках работы по направлению «Ребёнок и улица» также проводятся практические занятия, чтобы дети имели возможность закрепить знания, полученные на теоретических занятиях. В кабинете ОБЖ находятся: макет улицы, настенная магнитная доска, макет перекрестка, где дети могут закреплять знания о дорожных знаках, о перекрестке как части дороги, о разных видах наземного транспорта. Кроме того, на территории детского сада создано развивающее пространство – летняя площадка «Страна Светофория» с большим комплектом переносного мобильного оборудования. На летней площадке дети отрабатывают навыки практической деятельности: переход улицы, умения реагировать на сигналы регулировщика, светофора, автомобиля видеть и оценивать ситуацию. Игры на территории площадки очень увлекают детей. Участниками действия являются они сами, каждый ребенок может побыть в роли пешехода, регулировщика, водителя, инспектора ГАИ.

Для закрепления у дошкольников знаний ПДД мы проводим конкурсы плакатов на тему «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения». Плакаты победителей конкурса размещаем на стендах внутри детского сада.

В рамках реализации Программы «Берегись бед, пока их нет» происходят традиционные события, праздники и мероприятия, в ходе которых происходит закрепление знаний дошкольников. Представители ГИБДД посещают ДОУ для проверки знаний детей по ПДД. Для расширения кругозора детей, совершаются экскурсии в Автогородок.

Для закрепления правил противопожарной безопасности в кабинете создан центр по противопожарной безопасности, где размещен весь необходимый инвентарь: атрибуты для сюжетно-ролевых игр (костюмы пожарных, шланги, краны, муляж огнетушителя.

Кабинет оборудован мультимедийным оборудованием и большим экраном, подобраны видео- и аудиоматериалы по актуальным направлениям Программы, что позволяет мне осуществлять образовательный процесс на основе применения информационно-коммуникативных технологий.

По направлению «Ребенок и природа» работа направлена на воспитание у детей экологически правильного поведения- это совместное участие в природоохранных мероприятиях: весенняя и осеняя ярмарка, ежегодная организация турслёта «Костер дружбы», высадка деревьев и озеленение территории детского сада.

В рамках работы по направлению «Здоровье ребенка и эмоциональное благополучие» особая роль отводится формированию у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни. В практической деятельности закрепляем умения и навыки соблюдения правил гигиены, проводим мероприятия, раскрывающие значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом, соблюдение режима дня, правильного питания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год