Безопасность детям | |||
Автор: Аширова Джамиля Равилевна | |||
07.12.2015 01:34 | |||
Доклад для воспитателей на методическом объединении на тему: «Центры по ОБЖ (предметно-пространственная развивающая среда) в группе младшего возраста по образовательной области «социально – коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО» Воспитатель: Аширова Д.Р. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 (2 корпус) города Кузнецка, 2015 г. 1слайд Исходя из разделов по безопасности ( «Ребенок дома», «Ребенок и незнакомые люди», «Ребенок и улица») хотелось бы остановиться более подробно на разделе «Ребенок и улица». Улица для ребёнка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др., насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта -это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, и т.д. 2 слайд Поэтому Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 3 слайд Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах — одна из важнейших. В детском саду ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей придерживаюсь4 слайд принципов систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных характеристик. Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание 5, 6 слайд предметно-пространственно-развивающей среды в группе, которая включает: центр по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Страна Светофория». Это многофункциональный центр, где проводятся ОД, дидактические игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная, двигательная деятельность.
7 слайд С каждым годом содержание предметно пространственно-развивающей среды обновляется и усложняется. Центр безопасности «Страна Светофория» легко трансформируется и превращается в центр 8 слайд «Юный пожарный», «Я и незнакомец». Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения, я решила разнообразить содержательность и вариативность предметно – пространственно- развивающей среды по безопасности дорожного движения. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала на познавательных занятиях и в самостоятельной деятельности применяю инновационные авторские дидактические пособия, изготовленные из разных материалов своими руками и с привлечением родителей. Мною были разработаны дидактические пособия, направленные на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах: 9, 10 слайд Лэпбук «ПДД», «Дорожное панно», «Волшебный куб», «Дорожная клавиатура», «Собери транспорт», «Дорожное дерево загадок». Продумываю разные варианты их использования в зависимости от возрастных особенностей, содержания программы и образовательной ситуации. 11 слайд Цель методических пособий: создание эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге. 12 слайд Задачи:
- Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Значительное место в обучении дошкольников уделяю игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. 13 слайд «Дорожное панно» (используется как настенный, настольный или напольный коврик, все предметы: дома, транспорт, деревья, дорожные знаки, элементы дороги легко трансформируются, переставляются (с помощью липкой ленты) в зависимости от образовательной ситуации. Дошкольники знакомятся с разными видами транспорта, машинами специального назначения, ориентируются на местности — где находятся детский сад, больница, школа, магазин и т. д. В более старшем возрасте дошкольники с дорожным ковриком могут работать в течение года: отгадывать загадки, расставлять дорожные знаки, моделировать дорожные ситуации и разрешать их. Выполнять разные задания: Например, правильно перейди дорогу и дойдешь до детского сада, помоги зайчику перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д. 14 слайд «Волшебный куб» — воздушный транспорт. Играя с кубом дошкольники знакомятся с воздушным транспортом, с его назначением, высотой полета, одновременно развивается и мелкая моторика (застежки, резинки, шнуровки, пуговицы, клепки и т. д) Дидактические игры, проблемные задания требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (из кубиков, пазлов) «Собери картинку» (из пластиковых крышек, на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями, в него дети собирают дорожные знаки по группам, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и другие. 15 слайд Знания по ПДД закрепляю с детьми в театрализованной деятельности с участием героев сказок и мультфильмов, использую пальчиковый «Дорожная страна» и настольный театры «В гостях у Свистулькина». 16 слайд Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (форма, цвет, символ, его назначение. 17 слайд Такие игры способствуют развитию речи, развитию мелкой моторики, эмоциональному восприятию. Театрализованные игры и представления развивают у детей познавательную активность, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают удовольствие от действий с куклами. 18 слайд Также важным направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители — это наглядный пример поведения на дороге. Сложно сформировать у детей основы безопасного поведения на дороге, если родители не знают ПДД или не выполняют их. Наши родители являются активными участниками педагогического процесса по обучению дошкольников ПДД. Они оформляют вместе с детьми семейные портфолио, альбомы «Грамотные пешеходы», «Помощники светофорика», принимают участие в конкурсах, КВН, развлечениях по ПДД — это дает положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближает всех участников образовательной деятельности. В работе с родителями использовала новую интересную форму «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению дошкольников основам безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной теме. Для закрепления программного материала, детям даю задания которые они выполняют под руководством взрослых. Например: "Нарисуй дорогу в детский сад", "Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой", "Придумай сказку про тот знак, который мы изучали". В группе оформлен 19 слайд центр для родителей «Осторожно дорога», где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Таким образом, практическое использование материалов в течение пяти лет моего опыта работы показало положительную динамику и результативность работы. Использованные в ходе работы инновационных технологий, эффективных форм обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей позволили подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Я попыталась показать, как с помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно, занимательно и увлекательно 20 слайд обучать дошкольников Правилам дорожного движения.
|