Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОБЖ на тему «Осторожно, это чужой!» |
Безопасность детям | |||
Автор: Пирогова Людмила Сергеевна | |||
18.02.2015 10:02 | |||
«Осторожно, это чужой!» Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОБЖ) Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» Подготовительная группа Составила и провела: Пирогова Л.С. г.Биробиджан 2014г. Интеграция областей: Социально-коммуникативное развитие (Безопасность, Социализация); Речевое развитие (Речевое общение). Цель: Вызвать у детей интерес к данной проблеме. Предостеречь от насильственных действий при контакте с незнакомыми людьми. Вооружить знаниями и подготовить к столкновению с опасно-жизненными ситуациями.
Задачи: Безопасность: продолжать знакомство детей с элементарными основами безопасности. Предостеречь, способствовать развитию осторожности, осмотрительности, внимания в общении с незнакомыми людьми. Дать представление о том, что приятная внешность незнакомца не всегда означает о его добрых намерениях Социализация: способствовать формированию самостоятельности, ответственности за своё поведение. Научить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения взрослого человека, чтобы окружающим было понятно, что это не каприз, а совершается насилие, нужна помощь. Воспитывать умение совместно обсуждать проблемные ситуации, высказывать свое мнение о поведении взрослых, детей. Учить действовать в игре в рамках границ, обозначенных правилами, активно включаться в деятельность. Речевое общение: активизировать словарь по теме; умение чётко и связно, понятно для окружающих, высказывать своё мнение, предположения; отвечать на вопросы доказательно, представляя аргументы и доказательства.
Методы и приёмы: Внесение портретов незнакомых людей; книг («Красавица и чудовище», «Золушка», «Гадкий утёнок», «Приключение Буратино»); карточек (с изображением домов, предназначенных для разных людей, солнца и тучи; частей лица: глаз, губ, носа, рта); «компьютеров»). Беседы («Свой, чужой, знакомый», «Опасный человек рядом», «Важные правила»), вопросы, словесные игра «Опиши незнакомца». Дидактические игры («Знакомый, свой, чужой», «Сыщики и злодеи»; Дидактические упражнения («Определи настроение», «Составь портрет незнакомца»). Игровые упражнения («Гениальные сыщики», «Похитители и находчивые ребята»)
Предварительная работа: Внесение портретов разных людей, сюжетных иллюстраций с изображением опасных ситуаций. Беседы: «Если дома я один», «Опасные встречи», «Обманчивая внешность». Чтение стихов по теме, знакомство с пословицами. Словесные игры: «Опасно - неопасно», «Родные, знакомые, незнакомцы». Игровые упражнения: «Гениальный сыщик», «Нарисуй портрет преступника».
Ожидаемый результат: Наличие у детей знаний и навыков безопасного поведения при контакте с незнакомыми людьми в различных ситуациях на улице и дома. Понимание важности соблюдения правил
Ход образовательной деятельности: - Какой у нас получился ровный круг. «Доброе утро!» - давайте скажем друг другу. - А какие еще слова говорят люди при встреч ? (здравствуйте, добрый день, будьте здоровы, всех вам благ, здоровья вам и радости, рад тебя видеть…). - Верно, желая при этом радости и удачи во всем. Сейчас мы с вами находимся в кругу своих друзей и подруг. И я вот о чем подумала: - Каждый ли из вас понимает, что означает слово «свой»? - Кого, по вашему мнению, можно назвать своим? - Как ты понимаешь, кто такой «свой»? - Что по этому поводу думаешь ты? - Ребята, подумайте и назовите слово, которое имеет противоположное значение слову «свой». (Чужой) «Чужой» - о каком человеке так говорят? - Встречаются ли среди нас люди, о которых говорят - ни свой, ни чужой? - Каким словом мы называем таких людей? (знакомые). - Назовите людей, которых вы считаете знакомыми. - Чем знакомый отличается от близкого человека? - От чужого? - Давайте попробуем выяснить, все ли из вас разбираются в людях, живущих вокруг нас? (Работа детей у стола) – пригласить, предложить внимательно посмотреть и запомнить. - Перед каждым из вас на столе 3 карточки: на первой - дом, предназначенный для тех, о ком говорят – свой; на второй, рядом с домом, человек – знакомый, кто часто приходит в ваш дом; а третья - пустая означает – об этих людях мы ничего не знаем. - Я буду вам называть разных людей, а вы определите - кем для вас является этот человек, и поднимите вверх соответствующую карточку. - Я довольна, с заданием вы справились все. Раз мы все здесь друзья-знакомые, давайте поиграем, хотите? Игра называется «Знакомый, свой, чужой» Дидактическая игра «Знакомый, свой, чужой» - Встаньте в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Я буду бросать мяч кому либо из вас и называть одно из слов - свой, чужой, знакомый, а вы – ловить его и называть соответствующего человека по имени (свой: мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, тетя, дядя…; чужой: прохожий, незнакомец. водитель автомобиля , человек на скамейке…). - Молодцы! Теперь я уверена в вас – вы научились различать людей, живущих среди нас. - Ребята, давайте попробуем разобраться , все ли люди добры и как об этом можно догадаться. (Внести портреты незнакомых людей) – у доски. - Рассмотрите вот этих незнакомцев, подумайте и обозначьте, расположив под портретами карточку с изображением солнца тех – кто приятен, показался добрым и безопасным, а тучкой – опасных, по вашему мнению, людей, которым нельзя доверять. - Почему ты обозначил портрет этого человека солнцем! - Объясни свое решение. - Каким тебе показался и почему этот человек? - Что подсказало тебе, что перед тобой не добрый человек? - Возможно, вы и правы, ведь люди с улыбчивыми лицами излучают добро. А вот эти – с недобрым взглядом, с хмурым и сердитым лицом предвещают опасность и угрюмы, словно туча. - Ребята, а как, какими словами, можно назвать людей, творящих зло? ( Злоумышленники, бандиты, злодеи, воры, разбойники, обманщики, убийцы) - Верно, одним словом – опасные люди. - Я знаю одну увлекательную игру, хотите поиграть? Называется она «Сыщики и злодеи». Дидактическая игра: «Сыщики и злодеи» - Представьте себе, что сыщики – это мы с вами, и нам необходимо арестовать злодея, совершившего что- то недоброе - преступление. - Подумайте и скажите, как можно обнаружить, найти преступника? Какими будут ваши действия? (Осмотреть место преступления и найти подозрительные предметы, снять отпечатки, опросить свидетелей происшествия - узнать о том, как выглядит преступник, просмотреть записи с камер наблюдения, если они есть поблизости, побеседовать с потерпевшим - вдруг видел и запомнил преступника.) - Верно, и на основе сказанного свидетелями, составить фоторобот, а как это делать – я вам сейчас покажу. Но мне понадобится ваша помощь. Готовы? (Пригласить детей к столу) - Представьте, что вы видели злоумышленника на месте преступления, т.е. – свидетели. Для работы мне понадобится лист бумаги, карандаш. Сначала я нарисую овал лица. - А какими были глаза у человека, свершившего преступление: добрые, злые, веселые? - Что вы можете сказать про его брови: прямые, домиком, полумесяцем? - Подскажите мне форму носа подозреваемого: длинный, с широкими ноздрями или он небольшой? - Чего не хватает у моего фоторобота? - Кто поможет мне нарисовать губы? - Вот и готово! Теперь ваша очередь, начинающие сыщики. Только я предлагаю вам сделать это другим способом - используя новые технологии - компьютер. Но прежде давайте немного отдохнем. Физ/минутка «Гениальные сыщики» - под фонограмму из мультипликационного фильма (импровизация движений, пластика)
(Работа на рабочих листах за столами) - В ваших «компьютерах» в специальной программе есть заготовки разных частей лица – глаз, бровей, губ, носа. Учитывая показания ваших свидетелей о внешности предполагаемого преступника, подберите нужные вам части лица и составьте портрет – фоторобот. За дело. (Проверка результатов выполненной работы) - Молодцы! Вы очень постарались, проявили себя, как настоящие сыщики. - Ребята, а всегда ли приятная внешность человека говорит о его доброте, хороших намерениях? - Давайте убедимся в этом. У нас в группе на полках стоят книги, на страницах которых вы можете увидеть из хорошо знакомых вам сказок. Найдите и поставьте слева на полке книги, где, на самом деле неприятная внешность их героев не оказалась опасной, так как они добры и приятны в общении. А героев, внешне приятных и добродушных в общении, которые на самом деле обманщики и злодеи – справа. - Посмотрите внимательно и докажите, что злодея не всегда можно определить по его взгляду, внешности и догадаться о намерении- с добром он или со злом. - Как вы, ребята, считаете, чему важно научиться, чтобы правильно разбираться в людях? (быть внимательными, осторожными, наблюдательными, обращать внимание на поведение человека) - А какое поведение человека вам может показаться странным, опасным для вас? (если он долгое время идет следом, наблюдает, зовет за собой, предлагает угощение или что-то интересное, хочет прокатить на своей машине.) - Ребята, а если опасный человек рядом, как вы должны себя вести? (убежать, обратиться за помощью, рассказать о происшедшем, к взрослым с маленькими детьми, полицейскому, продавцу магазина, позвать на помощь). - Я знаю одну очень поучительную игру «Похитители и находчивые ребята» Предлагаю вам поиграть. Игровое упражнение «Похитители и находчивые ребята» - Разбейтесь по парам и выберите одну из иллюстраций- схем, где изображены различные опасные действия злоумышленников по отношению к детям и обыграйте данную ситуацию, представив себя в роле злоумышленника или пострадавшего, обговорив между собой свои действия. - Вы справились с заданием, молодцы, но представьте себе, что вас похитили. Как быть в такой ситуации? (не злить, не кричать, терпеливо ждать спасения). - Верно, не провоцируя похитителя на насилие с его стороны. Ребята, вот таких опасных ситуаций, которые ожидают вас при встречи с незнакомыми людьми может быть очень много. - А существуют правила, о которых важно помнить и знать? Поду- майте и назовите их. (не уходить со двора, не ходить одним в безлюдные места, не играть вблизи машин, не гулять до темноты, не вступать в разговор с незнакомцами, не брать ничего у незнакомцев, если опасно, громко просить о помощи). - Я думаю, что эти правила вы хорошо запомнили и будите чувствовать себя увереннее, а если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно справится с любой ситуацией, примет самостоятельно правильное решение. Пусть входят в дом И встречаются вам на пути Люди в сердце с добром, Чтобы было не страшно По жизни идти.
|