Система образования в России (специального образования) |
Образование для педагогов | |||
Автор: Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна | |||
06.05.2021 16:42 | |||
Система образования в России (специального образования) В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4, 5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. Критика ранее созданной ССО: закрытость системы (возможность обучения детей с отклонениями в развитии только в специальных учебных заведениях) недостаточный охват нуждающихся пренебрежение к роли родителей в процессе специального обучения
ориентация специального образования на ЗУНы в ущерб личностному социально-эмоциональному развитию детей.
ССО нового типа предполагает В Институте Коррекционной Педагогики РАО с 1992 г. ведется системная научная разработка моделей раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии; дифференциальной диагностики и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям с различными нарушениями в развитии; вариативных моделей интегрированного обучения, моделей образовательных учреждений комбинированного типа и моделей реконструкции традиционных специальных учебных заведений; разрабатывается специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе; проектируется соответствующее ему новое содержание обучения; разрабатываются новые технологии специального обучения. Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать "прозрачными", нам необходимо преодолеть барьеры изолированности. Каждый ребенок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. Образовательные учреждения нового типа — комбинированные
Группы кратковременного пребывания для детей Задачи: проведение коррекционной работы с детьми обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи оказание им психотерапевтической помощи Основная форма коррекционной помощи — индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей. Комплектование таких групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход называется инклюзивное образование. Инклюзивное образование Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход называется инклюзивное образование. Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива Замена понятия «интеграция» на «инклюзия» отражает достижение определенного уровня, при котором дети не только объединены в единое целое, но и включены в социум и являются полноправной его частью Правила инклюзивной школы Все ученики равны в школьном сообществе Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей Планируется и проводится эффективное обучение Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников, Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика Семьи активно участвуют в жизни школы Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности Результаты инклюзии: У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика Появляются возможности для обобщения и передачи навыков Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков Существуют процедуры оценки эффективности Неверные представления об инклюзии: Представление что присутствие в школе само по себе достаточно Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать Фокусирование не на целях, а на действиях Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию Существующие барьеры: Архитектурная недоступность школ Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки Инклюзия, являясь ведущей тенденцией развития специального образования, не должна подменять собой систему обучения детей с ОВЗ в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать наряду с другими – традиционными и инновационными. Ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательной организации и получить при этом необходимую ему специализированную помощь Таким образом, в соответствии с отечественным и международным опытом в России сегодня «отстаиваются» положения, наиболее полно обеспечивающие возможность включения детей с проблемами в развитии и инвалидов в образовательный процесс, при котором система специального обучения является: индивидуализированной, т. е. основанной на потребностях и возможностях ребенка и направленной на их максимальную реализацию; всеобъемлющей, т. е. обеспечивающей полноценное адекватное образование вне зависимости от возраста и тяжести нарушения в развитии ребенка; доступной, т. е. максимально близко расположенной к месту жительства ребенка (чему способствует интеграция в массовую школу); оказывающей дополнительные услуги и помощь для удовлетворения особых нужд ребенка и их родителей; направленной на выявление, комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику и проведение коррекционных мероприятий в раннем возрасте и отслеживании результативности в динамике развития ребенка. Все сказанное, а также объективный, научно обоснованный подход к интегрированному обучению позволит создать для детей с проблемами в развитии равные возможности с их нормально развивающимися сверстниками и наиболее адекватные условия социализации. Спасибо за внимание!
|