Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста». |
Образование для педагогов | |||
Автор: Шульц Ирина Владимировна | |||
14.11.2020 13:15 | |||
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 126 «Сказка» Г.Борзя-2020 год Цель: Мотивация педагогов на повышение профессиональной компетенции и развитие творчества педагогов средствами анимации в условиях ФГОС. Материалы: фотоаппарат, штатив, ноутбук, мультимедийное оборудование, анимационный короб, светофор, машинки, знаки дорожного движения, персонаж. Ход мастер – класса - Добрый день! Тема моего мастер – класса «Создание мультфильмов с детьми дошкольного возраста». - Скажите, пожалуйста, к какой бы образовательной области вы отнесли технологию создания мультфильмов? Почему так считаете?
- Каждый из Вас прав, так как создание мультфильмов можно отнести к любой области. Это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, физическую, музыкальную в рамках 5 образовательных областей стандарта. Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациями; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, эстетический вкус; и, конечно же, мультфильмы приносят много радости. Так как все дети любят мультфильмы. Мы же посредством создания мультфильмов можем вызвать у детей познавательный интерес, и как следствие – многому научить их. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора. Ребенок может внести свой уникальный вклад в общее дело. - Сегодня я бы хотела поделиться своим опытом по созданию мультфильмов, и мы с вами попробуем создать мультфильм своими руками. Но, для начала алгоритм действий по созданию мультфильма. Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:
Остается смонтировать. И мультфильм готов! Прошу Вашего внимания! (Показываем мультфильмы «Как лось обманул дракона» и «Дело было в январе») Сейчас и мы с Вами снимем свой мультфильм. Из оборудования необходимо:
Техник создания мультфильмов много, в детском саду в основном используются пластилиновая, предметная, сыпучая анимация и анимация в технике перекладка. Более подробно остановимся на технике перекладка, потому что мультфильм будем делать в данной технике. Предлагаю вам побывать в роли сценаристов, аниматоров, художников мультипликаторов и создать свой познавательный мультфильм. Мне для этого необходимо 4 человек. Давайте распределим мульт-профессии: нам нужен 1 сценарист, 1 оператор съемки, аниматоры – 2 человека. Команда готова, а я обращаю ваше внимание на технологическую карту. - Съемочный процесс начинается с придумывания сюжета. Вы можете взять песню, прочитать стихотворение или озвучить своих героев сами. Декорации готовы. Аниматоры – приготовьте персонажей (раскладывают на столе). - Мы переходим к следующему этапу – съемка. - Обращаюсь к вам – оператор. Вы должны сделать в среднем 60 фотографий (1 минута готового мультфильма). Работать будете по сценарию. Аниматоры двигают машинки и персонажей, оператор делает 60 фотографий. - Молодцы. Переходим к монтажу. Итак, нажимаем «Пуск», находим кнопку «Все программы» и в появившемся списке находим Windows Movie Maker. В появившемся окне слева видите боковую панель меню, на которой предложен алгоритм нашей работы с фотографией. Наш первый шаг к созданию мультфильма – загрузка фото в программу. На боковой панели меню в разделе «1. Запись видео» выбираем команду «Импорт видео». В появившемся диалоговом окне находим наш фотофайл и выделяем его. Нажав кнопку «Импорт», начинаем загрузку фотофайлов, которые отобразятся иконкой в центральном окне. После этого перенесѐм их в нужном нам порядке на «Панель монтажа изображения и звука» на дорожку «Видео», на которой увидим надпись «Перетащите файл мультимедиа на шкалу времени, чтобы начать создание фильма». Таким образом, начинаем формировать наш видеоряд. Продолжительность демонстрации фотографии настраивается вручную. Для этого выделите мышкой на ленте времени иконку фотографии и подведите курсор мышки к самому краю, пока не появится красная двусторонняя стрелочка. Передвигая мышку при нажатой кнопке вправо и влево, вы можете увеличить или уменьшить продолжительность демонстрации этой фотографии. По мере передвижения мышкой вам будет отображаться информация об изменении продолжительности. Следующий этап озвучка. Можно добавить музыкальный файл. Или запись с на диктофона. Затем с помощью программы Movie Maker накладываем звук. Хочу сразу обратить ваше внимание на то, что в программе Movie Maker на дорожку «Звук или музыка» можно разместить или только фоновую музыку, или только ваши комментарии. Такое вот досадное ограничение. Теперь загрузим в наш сборник, в котором уже есть фотографии, выбранную музыку. Эта операция аналогична той, которую мы делали для загрузки фотографий. Только на этот раз на боковой панели меню в разделе «1. Запись видео» мы выбираем команду «Импорт звука или музыки», а дальше все действия повторяются. Двигая мышкой музыку влево и вправо по дорожке «Звук или музыка» выбираем точное место начала нашего звукового ряда относительно видеоряда. Во время перетаскивания синяя линия будет указывать нам новое положение. Для создания названий и титров выбираем на боковой панели меню в разделе «2. Монтаж фильма» команду «Создание названий и титров». В открывшемся окне нам предлагаются разные варианты добавления названий. В титрах вы можете указать фамилии педагогов и детей. Теперь, когда наш мультфильм готов, остаѐтся только его записать. На боковой панели меню в разделе «3. Завершение создания фильма» выбираем команду «Сохранение на компьютере». Мультфильм готов. Внимание на экран! Я думаю, что Вам понравился мультфильм, также и детям нравятся их творения. Мы убедились, что процесс создания мультипликационных фильмов самими детьми является для них тем видом творческой деятельности, который удовлетворяет их потребности в самовыражении, художественной деятельности, получении новой и полезной информации, в живом общении со сверстниками и взрослыми, что соответствует современным тенденциям (ФГОС). Спасибо за внимание! Рецензент: Т. В. Ефимова – заведующий МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой петушок» комбинированного вида» г. Северодвинска Сертификат эксперта от 15. 02. 2012г. ЕлА. Пушкина – заместитель заведующего МБДОУ 3 95 Детский сад «Радуга» компенсирующего вида» г. Северодвинска Ложкина Л. Л. «Сочиняем мультфильмы сами»: Методическое пособие, 2015 год. В данном пособии представлены этапы работы по развитию творческих способностей у детей 5-7 лет посредством создания мультфильмов в совместной работе ребенка и взрослого. В приложения: конспекты совместной игровой деятельности, сказки, придуманные детьми, фотоматериалы. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений в работе с детьми 5-7 лет и их родителям. Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и взрослых формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпрепровождение. Совместное творчество восполняет недостаток внимания взрослых, позволяет ребенку выразить себя, ощутить свою значимость. Получивший простор своей фантазии ребенок начинает мыслить креативно. При виде обычных предметов у него начинают возникать творческие ассоциации. Если мы видим в коробке из-под мусора обычный мусор, который нужно выкинуть, то малыш видит в ней кукольный шкаф или автомобильный кузов. Уже потом, в школе, ребенок удивит нас нестандартным подходом к решению задач, а сюрпризом для нас на очередной день рождения станет красивая домашняя стенгазета или коллаж, сделанный его руками. Самое главное в творческом процессе – не заставлять, а направлять его развитие, опираясь на его интересы. А что больше всего дети любят, чем они очень любят интересоваться? Первая ассоциация, которая возникает при слове «детство» — конечно, это «мультфильм». Что дети любят больше всего на свете? Мультфильмы – это веселые и яркие картинки, ожившие на экране, за которыми, затаив дыхание, следит малыш. Стоит произнести заветное слово «мультфильм», как дети бросаются к телевизору, Ведь мультик – это ожившая сказка, настоящее волшебство. Мы знаем, что мультфильмы – это и мощное средство воспитания. Без сомнения, они развивают воображение и мышление малыша, формируют его мировоззрение. Персонажи любимых мультфильмов – друзья ребенка. Они учат его взаимодействовать с внешним миром, дают представление о добре и зле, помогают справиться с трудностями. Дети всегда ассоциируют себя с главным героем (книг, мультиков, фильмов). Причем нередко они перенимают не только манеру поведения героя, но его душевные качества. Вся система коррекционно-воспитательной работы в ДОУ ориентирована на ребёнка, на раскрытие и реализацию потенциальных возможностей его развития. У детей с заболеваниями ОВЗ отмечаются речевые нарушения, наблюдаются расстройства развития эмоциональной сферы: тревожность, страхи, аффективные реакции, агрессия, сниженный фон настроения. Целью нашего воспитания и обучения является: формирование позитивного образа – Я, умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме. А так как для малыша основным способом существования, познания и освоения окружающего мира является игра, именно этот вид деятельности стал неотъемлемым элементом и важнейшим средством коррекционно-воспитательной работы детского сада. Особая роль в этом принадлежит обыгрыванию сюжетов героями, сделанными детьми самостоятельно, или совместно со взрослым. Это увлекает детей и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. У детей также наблюдается недостаточность внимания, слабость смысловых связей, бессистемность имеющихся представлений, нарушение памяти. Недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. У ребенка медленно и неточно осуществляется перенос речевого опыта в разнообразные ситуации. Ребенок долгое время общается только вопросно-ответной формой, контекстная речь формируется с трудом. Самостоятельный рассказ сводится к простому перечислению отдельных предметов и действий, изображенных на картинке. А введение самодельных персонажей способствует фантазировать и придумывать незамысловатые сюжеты и тут же их обыграть. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Все дети с ограниченными возможностями здоровья очень живые, любознательные, внимательные к сверстникам. Они с удовольствием слушают сказки, придумывают их сами, обыгрывают действия с действующими персонажами, сделанными или совместно со взрослым, или самостоятельно. Поэтому я объединила любимые детьми сказки и изготовление героев для обыгрывания этих сказок. Такой процесс, как создание мультфильмов как раз и объединил эти две области. Такая совместная деятельность позволяет решать многие задачи, так как предполагает интеграцию таких образовательных областей, как художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность. Кроме того, в процессе новой деятельности дошкольники приобретают дополнительные умения и навыки с учетом этапов работы и в соответствии с сюжетами: осмысленными, интересными и увлекательными. Информационная справка Мультипликация, анимация — вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд. Цель работы: Создать мультфильм, используя возможности информационно — коммуникационных технологий (покадровая съемка, компьютерная обработка отснятого материала, наложение музыкального сопровождения и текста) по сказке, рассказу, стихотворения, истории из жизни; придуманной истории. Задачи: - Познакомить детей с технологией мультимедиа (Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.) - Учить работать в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т.д.) - Формировать представления о художественном образе мультфильма как продукте коллективной и творческой деятельности всех его участников - Формировать умение понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязка, кульминация, развязка) - Совершенствовать умения согласовывать свои действия с партнерами - Учить составлять список персонажей сказки, последовательность действий героев - Познакомить детей с процессом фотосъемки, элементарными правилами пользования фотоаппаратом - Придумывать реплики для своего героя в соответствии с общим сюжетом - Дать представления детям о переносе отснятого материала на компьютер - Учить добавлять запись голоса к видеоряду, формировать умение передавать особенности характера персонажа с помощью интонационно-образной речи - Учить добавлять музыкальное сопровождение к видеоряду - Развивать творческие способности, внимание, активность на всех этапах работы, доводить начатое дело до конца - Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к продуктам творчества Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностное Образовательные области: художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность Оборудование и материалы:
(Windows Movie Maker, Pinnacle Studio (http: //www. pinnaclesys. ru/), iMovie (http: //www. apple. com/ru/ilife/imovie/) или другая);
Предварительная работа: Знакомство детей с мультипликацией: - что такое мультфильм и как они делаются. - профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер. - просмотр рисованных, пластилиновых и кукольных мультфильмов (Обсудить, что нужно мультипликаторам, для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации, слова по ролям, музыкальное сопровождение, артисты, которые озвучивают фильм, титры) - знакомство с фотоаппаратом, основными правилами пользования, понятие «моделирование» -знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности при работе на компьютере, элементарными правилами пользования. - расматривание книг, сделанных по мультфильмам, обсуждение работы художника, писателя. Методические рекомендации: Этот проект можно проводить для начала на любых простых и хорошо известных детям стихотворениях, сказках, песенках. Таких, как например, «Репка» или «Теремок». Дело в том что, несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнутся с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания). Использование этих технологий в будущем приучит к внимательной работе с текстом, заложит основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Относительно возраста детей, мы считаем, что создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольными. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и композитора. Если Вы решили создать пластилиновый мультфильм, то сначала, нужно выбрать героев для своей сказки, которых дети могут вылепить из пластилина. Обязательно нужно обговорить размеры и одежду героев (русские народные или современные костюмы, аксессуары (платок, сумка, зонт, книга, телефон…). Чтобы фигурки были более реалистичными, используйте как можно больше деталей: мимику, гримасы, моргание глазами — размер головы в этом случае не должен быть маленький. Используйте проволоку и зубочистки (спички) для крепления фигуры. Ноги должны быть прочными, чтобы удержать фигурку во время движения. При движении наклоняйте фигурку вперед и назад, чтобы сымитировать походку человека. Используйте природный и бросовый материал для создания декораций и фона. Камушки, «стекляшки», пуговицы, бисер, бусинки – всё это может превратиться в необычных героев, которые оживут на экране и заживут своей жизнью. Необычными смотрятся «песочные» мультфильмы, таким образом, ребенок погружается в мир волшебства и фантазий. Активно используйте освещение. Так фонариком или лампочкой сзади чуть прозрачного фона можно изобразить солнце или луну. В дальнейшем, интересно для детей будет создать «Старую сказку на новый лад», использовать вместо привычных предметов – новые, необычные, изменить сюжет сказки, добавить новых персонажей. Желательно, чтобы дети активно участвовали в обсуждении и создании образов персонажей. При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога. Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съемки, которая представляет собой специально выделенное место. В этом месте располагается удобный стол, к которому можно подойти с нескольких сторон, освещение, цифровой фотоаппарат или видеокамера на штативе, мультимедийный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, которое позволяет импортировать отснятый материал и производить с ним простейшие операции: удалить лишние и неудачные кадры, наложить голосовое и музыкальное сопровождение, установить титры. Алгоритм действия при создании мультфильма:
Секрет успеха: Создавая декорации, следите за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей 5. Съёмка мультфильма — анимация (Взрослый или один из детей выполняет роль оператора, занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.) Секрет успеха:
6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются в основном эту работу делает взрослый) переносим фотографии на линию мультфильма, изменяем свойства Секрет успеха:
7. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики (на диктофон) Секрет успеха:
8. Музыкальное сопровождение, титры. Делает взрослый, т.к. для детей это трудоемкий процесс, вызовет усталость и может погасить интерес. 9. Размещение фильма в сети Интернет (например, на Youtube) 10. Из отснятого фотоматериала можно создать свою книгу и авторами этой книги будут дети. Итак, ваши дети слепили из пластилина героев сказки? Или придумали интересную историю? На улице плохая погода и хочется заняться чем-нибудь необычным, интересным и увлекательным? Хочется показать детям этапы роста растения? Построить свой город. Тогда — создайте с ними мультфильм!!! Оживите персонажи, наложите голос – результат потрясет и вас и детей. Удачи и творческих вам успехов в этом наиинтереснейшем занятии! Сказка «Лесные приключения» Придумана детьми коллективно к новогодним поделкам, которые выполнили совместно с родителями Жили-были на лесной полянке 2 снеговика: Снеговик Великан, Снеговик Кругляшок и Снеговик Мозайка. А рядом на другой полянке жили Снегурочка с Дедом Морозом. Однажды у Снегурочки случилось несчастье, злой Мороз Ледяной Нос заколдовал Деда Мороза, забрал все подарки себе. Снегурочка об этом написала письмо Снеговичкам, попросила у них помощи. Снеговик Великан сразу сказал: «Скорее собирайтесь спасать Деда Мороза!» Снеговик Кругляшок сказал: «Давайте возьмем с собой волшебный колокольчик, мороз Ледяной Нос услышит его звон, испугается и отпустит Деда Мороза к ребятам на праздник». «Ура! Ура! Здорово придумал!» — закричал радостный Снеговичок Мозайка и побежал за колокольчиком. Потом они пошли в лес. Волшебный колокольчик указывал им путь. Когда подошли к домику Ледяного Мороза, стоял на улице сильный мороз. Но Снеговичкам было не холодно, т.к. они шли выручать друга из беды. Подошли они к Домику Мороза Ледяного Носа, Снеговик Великан как зазвонил в волшебный колокольчик, дом весь рассыпался и они увидели двух Морозов. Дед Мороз Красный Нос говорит: «Ой, спасибо, вы спасли меня! Вы – настоящие друзья!» «Возьмите меня с собой, сказал Мороз Ледяной Нос, я исправлюсь, не буду никого обижать, я тоже хочу праздника! Одному быть очень грустно…» Снеговички сказали: «Ну, хорошо! Пойдем с нами!» И пошли они к детям в детский сад на праздник: 3 Снеговичка: Снеговик Великан, Снеговик Кругляшок, Снеговик Мозайка, 2 Мороза: Мороз Красный Нос и Мороз Ледяной Нос и одна Снегурочка. Елочки переливались разными огнями и освещали им свой путь, Колокольчик весело звенел. Дети в детском саду очень обрадовались! Сказка «КОСМИЧЕСКИЙ СОН» Мультфильм поставлен по произведению экологической сказки, придуманной педагогом Двиняниой Е.В. Выработать необходимые практические умения и навыки: -Приобщить ребенка к изобразительному искусству: к картинкам, сказкам, стихам.
-Реализовать творческие способности детей, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление. -Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, умение занять себя в свободное время. Характерными особенностями таких заятий являются: -Направленность не на занятие, а на развитие ребенка, не сообщение ему суммы знаний, а приобретение практических умений. -Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы. -Данная работа проводятся в игровой форме, интегрированной форме таких областей, как художественная, чтение художественной литературы, коммуникация, труд, безопасность, социализация. Использование сказки в позволяет: -Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии. -Совершенствование лексико-грамматических средств языка. -Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. -Развитие диалогической и монологической речи. -Эффективность игровой мотивации детской речи. -Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. -Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка. -Приобщение детей к народному фольклору. У дошкольников развивается зрительное восприятие, произвольное внимание, воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно. Формируются творческие навыки: координация движений рук и мелкая моторика.
|