«Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО» |
Образование для педагогов | |||
Автор: Погодаева Ольга Анатольевна. | |||
04.03.2020 17:53 | |||
«Организация развивающей предметно – пространственной среды (центров детской деятельности) в ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО» НОД для педагогов «Попробуйте сами» Опыт проведения РМО воспитателей на базе МБДОУ «Северо – Енисейский детский сад –ясли № 8 «Иволга» им. Гайнутдиновой В. Б.» Старший воспитатель МБДОУ № 8 «Иволга» Погодаева Ольга Анатольевна. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогических работников по организации РППС в ДОУ. Задачи:
Участники РМО: заведующие ДОУ, старшие воспитатели, воспитатели разных возрастных групп.
Предварительная работа: в разных помещениях детского сада (коридор первого этажа, универсальный зал, коридор второго этажа, лестничный пролет, кабинет педагога – психолога) расположены центры по образовательным областям: - речевое развитие - художественно – эстетическое развитие - познавательное развитие - физическое развитие развитие - социально – коммуникативное развитие. Центры оснащены материалами соответствующими каждой образовательной области. В центрах находятся специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель старшей разновозрастной группы, педагог – психолог, старший воспитатель. После приветствия гостей, участники РМО выбирают центры для своей деятельности: - в центре речевого развития: задания по обучению грамоте; методическая литература, сюжетные картинки и прочие материалы; (фото 1) - в центре художественно – эстетического развития: мольберты, столы, кисти, краски, мелки, цветные карандаши, вопросы по музыкальному развитию и т. д. (фото 2) - в центре познавательного развития: блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, различное лото, игра «Сложи узор» и др. (фото 3) - в центре физического развития: спортивное оборудование для прохождения полосы препятствий (дуги, мячи, кегли, клюшки, балансиры и др.) (фото 4) В каждом центре специалист организует с педагогами деятельность, предлагает на выбор задание, помогает, консультирует (если это необходимо). После прохождения всех или некоторых центров (по выбору педагогов) все участники посетили открытые занятия с детьми в групповых помещениях, после чего, собрались в музыкальном (универсальном) зале — в пятом центре — социально – коммуникативного развития для обсуждения впечатления, успехов, неудач в выполнении заданий в центрах. (фото 5). Педагоги поделились своим впечатлением, подчеркнув, что деятельность яркая (художественно – эстетической направленности и познавательная), а также подвижная была интереснее. После чего педагогам было предложено разделиться на 2 группы и расположиться за столами с игровым набором «Дары Фрёбеля», но за 1 столом не будет воспитателя (фото 6), а за другим — воспитатель будет помогать, направлять, советовать в затруднительных ситуациях при использовании игровых материалов. Обе группы применяли в своей деятельности одинаковые наборы. В ходе обсуждения ощущений педагогов (в роли ребенка) и анализа продуктов их деятельности выяснилось, что увереннее, комфортнее и эффективнее деятельность была в той группе, где находился воспитатель (помощник, советчик и партнер). Соответственно, можно сделать вывод, что недостаточно просто организовать РППС в группе, необходимо «плечо» педагога, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом. В заключении всем гостям было предложена рефлексия в виде упражнения «Ладошка» (каждый участник обводит на листке свою ладонь и на каждом пальце пишет: на большом пальце – что понравилось больше всего; на указательном – что можно исправить, добавить; на среднем – что не понравилось; на безымянном – отразить настроение; на мизинце – пожелание (фото 9,10, 11, 12). Таким образом, воспитатели, приняв на себя роль ребенка в детском саду, может проанализировать эффективность, наполняемость, разнообразие центров в группе, понять, что было более интересным, что менее, почему? И каждый педагог, сделав для себя выводы сможет выстроить линию своей работы по организации РППС в группах, используя различные помещения, материалы и оборудование. И обсуждать наполняемость центров вместе с детьми, тем самым включать детей в планирование деятельности, как активных участников образовательного процесса. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.
|