Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов» |
Образование для педагогов | |||
Автор: Вьюниченко Н.Г. Цедрик Е.Е. Хамзина Т.В. | |||
15.10.2018 22:55 | |||
Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов» Подготовили:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Усть – Илимск 2018 Цель: Повысить профессиональные компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизировать умения педагогов выражать своё эмоциональное состояние, развитие навыков невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие. Начало: Слайд № 1. Высказывание, афоризм.
1-я Ведущая: Тот, чья профессия связана с общением с людьми, в частности, педагог, должен помнить: его речь, будь то выступление на педагогическом мероприятии, в общении с коллегами, с детьми, родителями, целиком раскрывает его личность, интеллект и психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается логичностью высказываний, богатством лексики и правильной, грамотной речью. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и лёгкость произнесения – индикаторы высокого интеллекта. Об этом и сказал американский учёный Фрэнк Снелл, известный специалист в области ораторского искусства и делового общения. Об этом на протяжении многих веков говорят философы, изучавшие законы риторики. 2-я Ведущая: Зарождение риторики как науки связано с именем древнегреческого философа Эмпедокла (на слайде №2 слева), который создал школу риторики. Его последователь Платон (на слайде №2 справа) систематизировал работу по теории ораторского искусства. В древнегреческом просвещённом обществе возникла потребность точно и красиво выражать мысли в философских беседах и в выступлениях государственных деятелей. Слайд № 2 История возникновения Вопрос к аудитории: Что такое, на ваш взгляд, риторика? (Ответы) Слайд № 3 Что такое риторика по... 1-я Ведущая: Последователи Платона, философы и учёные, по-разному трактовали понятие риторики (см. слайд №3). Слайд № 4 Современное определение риторики 2-я Ведущая: В настоящее время риторику определяют как науку... (слайд №4) Слайд № 5 1-я Ведущая: Если обобщить определение, что такое риторика, можно выделить четыре её составляющих. (На слайде) Вопрос к аудитории: Какой раздел, на ваш взгляд, наиболее важен для нашей профессии? Ответы. 2-я Ведущая: Все, без сомнения, но грамотная речь, организация речевого общения являются одним из важнейших требований к профессии педагога. Перефразируя известное высказывание «Глаза – зеркало души», можно сказать, что речевое поведение ребёнка – отражение речевого общения взрослого. Слайд № 6 «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!» (Аристотель) 1-я Ведущая: Принимая во внимание ведущий механизм развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо всегда следить за тем, ЧТО он говорит, КАК он говорит, какие слова он «вписывает» в свой лексический словарь. Фундамент педагогического общения – грамотная речь! Слайд № 7 «Говорим правильно» Слайд № 8 «Говорим красиво» 2-я Ведущая: Рассмотрим аспект «Как мы говорим, т.е. то, что Аристотель называл ЯСНОЙ речью». Речь, голос, должен содержать в себе компоненты, средства выразительности, представленные на данном слайде. Все составляющие красивого голоса можно и нужно вырабатывать путём речевых упражнений. Итак, пример упражнения на выразительность речи. Скороговорка «Товарищи» 1-я Ведущая: Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ. 2-я Ведущая: А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ. Игра «Скороговорки» Ведущие проводят с аудиторией игру «Скороговорки». Описание игры: Каждая группа получает 2-3 скороговорки (в зависимости от количества групп). По истечении минуты представитель группы выразительно читает текст скороговорки. 1-я Ведущая: И ещё одно упражнение на развитие очень важного компонента — интонационного ударения речи. Согласитесь: эффективность нашего общения зависит от того, как мы донесём свою мысль собеседнику; какие слова мы выделим в предложении, такой ответ и получим. И бывает обидным, если мы выделяем совсем не те слова, получаем совсем не тот результат, на который изначально рассчитывали. 2-я Ведущая: Сейчас я задам вопрос, слушайте внимательно, дайте правильный ответ. У АЙБОЛИТА до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры? Ответ: У АЙБОЛИТА. Вопрос: У Айболита ДО обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры? Ответ: У Айболита ДО.... Вопрос: У Айболита до ОБЕДЕННОЙ... И т.д. Интонационное упражнение У Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры Слайд № 9 1-я Ведущая: Учёные-психологи разных стран доказали, что вербальные средства коммуникации занимают 20-40% всей воспринимаемой нами информации. Остальное общение – невербальное. Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке тела, утверждает: важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом: Что мы говорим – 7 %; как мы говорим – 38 %; язык нашего тела – 55 %. 2-я Ведущая: Почему такой процент отдают психологи невербальному общению? Учёные объясняют это тем, что проявление невербального общения обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем «обычному» словесному общению. Народная мудрость гласит: «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Тому, что мы видим, мы доверяем больше, чем тому, что слышим. Ведущая проводит игру-упражнение «Окно» Описание игры: Представьте себе, что все мы находимся перед широким окном с толстым стеклом, которое не пропускает ни одного звука. А за «окном» стоит человек, который хочет сообщить вам какую-то важную информацию. Он «рассказывает», используя невербальные средства передачи информации. Текст (примерный): Скоро Новый год! Мы с вами будем танцевать, сидеть за столом, есть салаты. Будем водить хороводы! Всем будет весело! Ведущая: От того, насколько выразительны средства невербального общения, зависит передача информации. Вопрос к аудитории: А что можно отнести к невербальным средствам общения? (Ответы) Слайд № 10 Система невербальных знаков 1-я Ведущая: Типичный пример определения базовых эмоций, которые транслирует этот котик. (Демонстрирует картинки, на которых котик демонстрирует радость, гнев, печаль и т.д.). Очень легко считывать его эмоциональное состояние. Этот прием очень эффективен в развитии эмоционального восприятия у детей. А для уважаемых педагогов задание более сложное. Игра «Угадай, какой я» Цель: Совершенствовать умение передавать невербально информацию собеседнику. Описание игры: Участникам раздают листочки с написанными на них эмоциями. Каждый участник выражает взглядом эмоцию, остальные участники должны ее отгадать. Задания для групп: 1) Суровый Восхищенный 2) Пронзительный Скептический 3) Кокетливый Ненавидящий 2-я Ведущая: Соединим вербальные и невербальные средства выразительности в одной игре. Игра «Мы – артисты» Описание игры: Группы инсценируют фрагмент басни, стихотворения, используя все средства передачи информации. Слайд № 11 «Единственно настоящая роскошь – эта роскошь человеческого общения». А. Сент-Экзюпери Ведущая: И заключительная игра – «Расскажи о себе». Описание игры: Педагоги делятся на пары. Задание: в течение 30 секунд вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа. Выводы: Умение слушать людей — важный компонент общения. Культура педагогического общения предполагает:
Хочется напомнить народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото»
Заключение: 1-я Ведущая: Наше выступление сегодня направлено на то, чтобы активизировать, расширить ваши компетенции в области общения. 2-я Ведущая: Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться. Слайд № 12 «Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел» (Д. Уэбстер, американский политик и бизнесмен) Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!
|