Школа родительского просвещения «От нуля до букваря»: позитивный опыт проекта |
Образование для педагогов | |||
Автор: Григорьева Елена Алексеевна Медведева Ирина Петровна | |||
12.07.2018 20:58 | |||
Школа родительского просвещения «От нуля до букваря»: позитивный опыт проекта
«Сегодня родителей приходится учить быть родителями!». В этом тезисе — идея, цель и основная задача проекта, направленного на создание в Приморском крае принципиально новой практики организации просвещения родителей детей дошкольного возраста. Постепенно приходит понимание, что далеко не на все вопросы, касающиеся именно вашего ребёнка, может дать ответ всесильный интернет или всезнающие подруги. Гораздо продуктивнее оказывается консультация специалиста, с которым можно посоветоваться, обсудить свою проблему в очном общении. Но традиционные формы родительского просвещения в виде лекториев и семинаров уже не оправдывают себя. Необходимы такие способы организации поддержки родителей, которые бы максимально отвечали не только содержательным целям такого просвещения, но и были рассчитаны на новое поколение родителей, выросших в эпоху интерактивных коммуникаций.
Дети – самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и озорные – они центр Вселенной, а главная наша задача – сделать детей счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем. Семья для ребёнка – это духовный центр, его ценности, устои, отношения, уклад. Родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. В первые годы жизни ребёнок очень тесно связан с семьёй. К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что родители перестали быть родителями. Они всячески стараются дистанцироваться от процессов воспитания, перекладывая эту функцию на учреждения основного и дополнительного образования. Либо ищут «волшебную кнопку» у ребенка, на которую можно нажать, чтобы ребёнок стал удобным. Специалисты констатируют, что почти у половины детей, которых к психологу направляют врачи или педагоги с подозрением на разные расстройства, диагноз один: окружающие взрослые. Все это ведет к ущербности семейного воспитания. Родители, как правило, не знают типологических закономерностей возрастного развития детей, они зачастую не умеют правильно налаживать отношения с детьми в тех или иных ситуациях, они теряются, когда у детей возникают те или иные трудности. Кроме того, невнимательность родителей ведет к несчастным случаям. Так в Приморье растет их число с детьми дошкольного возраста. И именно поэтому просвещение родителей является значимой превентивной мерой, существенно снижающей риск детского неблагополучия. От подготовленности и внимательности родителей зависит своевременность оказания ребёнку того или иного вида помощи, что в последствии поможет ребёнку войти в норму развития. Знание основ детской психологии, закономерностей воспитания в том или ином возрасте, особенностей физического развития и правил оказания первой медицинской помощи, принципов защиты прав ребёнка становится необходимым требованием для эффективных родителей. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, которые они смогут использовать на доступном им уровне. Необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, научить чувствовать и понимать своего ребенка. В результате проведенного исследования мы выявили, что 60% родителей, в случае затруднений обращаются к специалистам, 30% респондентов ищут ответы в Интернете, 20% в научной литературе, 4% родителей – «у знакомых, соседей, друзей и родственников». Основные интересующие вопросы 80% респондентов — обучение детей в определенном возрасте, 40% — возрастные особенности детей, их общение со сверстниками, 30% — досуг ребенка, 20% — индивидуальные особенности детей, 10% мотивация обучения и организация игры с ребенком. Проведенный анализ спектра образовательных услуг показал, что в Приморском крае отсутствуют центры родительского просвещения. Квалифицированная поддержка родителей носит разовый характер и преимущественно за ней обращаются тогда, когда возникает проблема. И если во Владивостоке — краевом центре родители еще могут обратиться к профильным специалистам, то у жителей отдаленных территорий Приморья такой возможности просто нет. Поэтому создание школы родительского просвещения для родителей дошкольников стало актуальной задачей, которая решалась в рамках реализации проекта, получившего поддержку гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также — при поддержке Администрации Приморского края. Идею передвижной школы-квеста для эффективных родителей «От нуля до букваря» нам подсказали сами родители во время проведения предварительного исследования их образовательного запроса. Нами была разработана программа просвещения и технология её реализации. В проекте приняли участие 287 родителей из пяти территорий Приморского края: Владивосток, Находка, Спасск-Дальний, Арсеньев, Дальнегорск. Программа просвещения для родителей детей дошкольного возраста включает четыре содержательных модуля: психологический, педагогический, педиатрический, юридический и объединяет усилия специалистов разного профиля. В команде проекта работали детский психолог, детский врач, педагог-методист по дошкольному образованию, специалист по правовым вопросам дошкольного детства. Ключевым принципами реализации программы стали интерактивное взаимодействие и адресность. Почему школа-квест? Ответ в технологии реализации программы просвещения родителей, которая реализовывалась в течение 8 академических часов через три последовательных этапа. Перед началом работы каждый родитель получал пакет участника, в котором было специально разработанное для проекта методическое пособие для эффективного родителя с аналогичным названием «От нуля до букваря», программа дня, маршрутный лист, лабораторная заявка, блокнот, ручка. 1 этап (5 часов) – параллельная работа четырёх консультативных площадок (станций). Целью работы на станциях является помощь родителям со стороны профильных специалистов в решении конкретных проблем их ребёнка, ориентация в существующих качественных источниках информации. Использовался приём — «групповая консультация на станции». Предварительно собранные через сайт проекта вопросы специалисты систематизировали и ориентировались на них во взаимодействии с родителями. Практически в каждой из территорий Приморского края, где проходила школа «От нуля до букваря» были свои особенности и свои акценты в запросе родителей дошкольников. Но в целом, проблемы, конечно, носят типичный характер. Было организовано четыре «станции» по профильным направлениям: психология, воспитание, педиатрия, право. Кроме того, работа в течение общего времени на станциях разбивалась, в свою очередь, на 4 части в соответствии с возрастной периодизацией дошкольного возраста: от 0 до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 лет до 5 лет; от 6 лет до 7 лет. То есть все участники программы, после проведения установочной встречи, были разбиты на четыре группы. В том случае, если это были родители двух или даже трёх детей дошкольного возраста, предлагалось сделать выбор и остановиться на самом интересующем и актуальном. Такой приём максимально позволял родителям получить конкретно их интересующую информацию о своём ребёнке. С этой целью они использовали специальный инструмент — Маршрутный лист участника.
|