Тренинг для начинающих педагогов «Найди ошибку»
Составлен: старшим воспитателем МБДОУ д\с № 74 г. Волжский Ляпуновой И.Ю.
Примечание: Каждому воспитателю предлагают по 2-3 карточки с представленным текстом разных фрагментов занятий ( соответственно той возрастной группе, где работают молодые педагоги); дается время для обдумывания ответа (5-10 минут). Зачитывая фрагменты занятий, воспитатель анализирует их, называет ошибки и предлагает свои варианты, остальные участники при необходимости дополняют его ответ.
Цель: выявить умение воспитателей анализировать содержание и методику проведения занятий; совершенствовать их профессиональные навыки и умения.
Примерные образцы карточек
- 1.Воспитатель начинает занятие по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе:»Сегодня мы с вами познакомимся с овощами, посмотрите, что лежит в моей корзинке». Далее воспитатель с детьми рассматривает каждый овощ в отдельности по схеме: название овоща, его цвет, форма. После чего овощи складываются в корзину, и воспитатель заканчивает занятие: «Занятие закончено, молодцы!»
Ошибка: нет сюрпризного момента в начале занятия, не закреплены полученные знания ( дидактическая игра), нет игровых приемов, не используется художественное слово, нет динамических пауз, не подведен итог занятия.
- 2.Занятие по математике в средней группе. Дети сидят за столами, на отдельном столе стоят разные игрушки ( 3 куклы, 2 машины, 3 мяча), воспитатель начинает занятие: «Посмотрите, что стоит на этом столе. Что это? (игрушки). Далее воспитатель и дети отмечают общие признаки предметов ( это игрушки, их много) и отдельные признаки (это куклы, это машины, это мячи). Затем они сравнивают их количество ( чего больше, чего меньше. Чего поровну). Потом воспитатель дает задание в рабочей тетради, далее следуют другие задания. В конце занятия воспитатель говорит: «Вы сегодня все были молодцы, занятие закончено».
Ошибка: нет сюрпризного момента и игровой задачи в начале занятия ( например: «сейчас мы с вами пойдем в магазин игрушек и т.д.), приготовлено мало видов игрушек и недостаточно их количество, дети сидят в течение всего занятия, рассматривание и сравнение игрушек можно было провести, подозвав детей к столу, итог занятия носит общий характер.
- 3.В средней группе проводится занятие по лепке. Тема: «Грибы». На столах у детей приготовлены дощечки, коробки с пластилином. У воспитателя заранее приготовлен образец вылепленного гриба. Воспитатель начинает занятие: «У нас с вами сегодня очень интересное занятие – мы будем лепить грибы, а потом угостим ими белочек». Далее рассматриваются части гриба ( шляпка, ножка), вспоминаются и показываются приемы лепки. В конце занятия все грибы – поделки выставляются, воспитатель заканчивает занятие: «Посмотрите, какие красивые грибы у нас получились, белочкам они понравятся».
Ошибка: нет сюрпризного момента, игровой задачи в начале занятия, нет художественного слова (загадка, стихотворения про гриб), не используются муляжи грибов для рассматривания, если угощение предназначено для белочек, то целесообразно использовать этот посыл в начале и в конце занятия ( мотивация детей), итог занятия носит общий характер, у детей на столах не приготовлены салфетки для вытирания рук.
- 4.Занятие в первой младшей группе по развитию речи. Тема: «Рассказывание сказки «Теремок». Воспитатель читает детям русскую народную песенку «Ай, ду-ду,ду-ду, ду-ду». Затем читает сказку «Теремок», интересуется, понравилась ли она им, и подтверждает: «Сказка складная, сказка славная».
Ошибка: не используется сюрпризный момент, не вводятся герои ( игрушечная ворона или картинка с изображением вороны к песенке), не обсуждается содержание песенки, сказку лучше не читать, а рассказать, нет обсуждения и закрепления содержание сказки, не используются игровые приемы ( предложить детям изобразить героев сказки), нет итога занятия.
Памятка для молодых педагогов
«Правила поведения и общения воспитателя в дошкольном образовательном учреждении».
Старайтесь:
- Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
- Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
- Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея мира в собственной душе, нельзя дать его другим.
- Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором. Искать выход из конфликта, а не виноватых; находить ошибки и причины недоразумений в себе, а не в другом.
- Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным. Великодушие – одно из качеств доброты.
- Жить легко, просто и радостно. Учить детей – улыбаясь. Видеть во всем положительное. Радость по силе равна любви, а уныние и отрицание погубят все, за что бы вы ни брались.
- Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
- Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
- Быть добрым и честным. Помните, что добро. Сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным. В увеличенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувства достоинства и ответственности за себя и свои поступки.
- Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
- Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
- Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
- Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
- Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Воспитывать желание помочь.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
- Разговаривать с ребенком заботливым, одобряющим голосом.
- В разговоре с ребенком называть как можно больше предметов.
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
- Будьте примером для детей во всем!
В детском саду запрещается:
- Кричать на детей.
- Наказывать детей.
- Выставлять поступки детей на всеобщее обозрение.
- Упрекать ребенка.
- Унижать ребенка.
- Приходить к детям с плохим настроением.
- Распространять доверенную вам информацию ( сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах).
- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
|