Консультация для воспитателей Тема: "Ознакомление дошкольников с художественной литературой" Воспитатель:Шестерикова Н.Н. п.Богородское
- 1.Актуальность темы.
- Традиционно литература используется в целях умственного,нравственного и эстети- ческого воспитания дошкольников.Знакомство детей с литературными произведени- ями вызывает у них интерес и любовь к родному языку,его богатству и красоте.Вос- питательное значение литературы заключается в том,что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.
- 2.Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой
- На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой:
- 1.Воспитывать интерес к художественной литературе,развивать способность к це- лостному восприятию произведений разных жанров,обеспечить усвоение содержа- ния произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
- 2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной
- литературы:
- О жанрах(проза,поэзия),об их специфических особенностях.
- О композиции.
- О простейших элементах в образности в языке.
- 3.Воспитывать литературно-художественный вкус,способность понимать и чувство-
- вать красоту и поэтичность рассказов,сказок,стихов,развивать поэтический слух.
- 4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму про-
- изведения.
- Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному образованию,кото- рое начинается в школе.Детский сад может дать достаточно обширный литератур- ный багаж,литературную начитанность,т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомит- ся с разнообразием фольклорных жанров(сказка,загадка,пословица.небылица...).В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой-с произведениями А.С.Пушкина,Л.Н Толстого,К.Д Ушинского,братьев Гримм,Г.ХАндерсена и др.
- Решая задачу подготовки детей к литературному образованию,предлагается давать
- детям знания о писателях и поэтах,о народном творчестве,о книге и иллюстрациях.
- 3.Основные методы ознакомления с художественной литературой
- Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
- Основными методами являются следующие:
- 1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.Это дословная передача текста.Читаю-
- щий,сохраняя язык автора,передаёт все оттенки мысли писателя,воздействует на ум и чувства слушателей.
- 2.Рассказывание воспитателя.Это относительно свободная передача текста-возмож- на перестановка слов,их замена,толкование).Рассказывание даёт большие возмож- ности для привлечения внимания детей.
- 3.Инсценирование.Этот метод можно рассматривать как средство вторичного озна- комления с художественным произведением.
- 4.Заучивание наизусть.Выбор способа передачи произведения(чтение или расскаы- вание )зависит от жанра и возраста слушателя.
-
Методика проведения занятий по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия,содержания литературного материала и возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части.
-
В первой части происходит знакомство с произведением,основная цель - обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы,средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
-
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей,соответствующей эмоциональной атмосферы.
-
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию,связывающая их опыт,текущие события с темой произведения.
-
В такую беседу могут быть включены:краткий рассказ о писателе,напоминание о его других книгах,уже знакомых детям.Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги,вызвать у них интерес можно с помощью загадки,стихотворе- ния,картинки.Далее нужно назвать произведение,его жанр (рассказ, сказка,стихотво- рение),имя автора.
-
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.Следует объяснять значения тех слов,без понимания кото- рых становятся неясными основной смысл текста,характер образов,поступки персо- нажей.Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы,подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); упот- ребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
-
Выразительное чтение,заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова.Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами,дисциплинарны- ми замечаниями,достаточно бывает повышения или понижения голоса,паузы.
-
По окончании чтения,пока дети находятся под впечатлением прослушанного,необ- ходима небольшая пауза.Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала,что наиболее целесообразно поддержать детские переживания,а элементы анализа усилить при повторном чтении.Разговор,затеянный по инициати- ве педагога,будет неуместен,так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить,понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка,как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!» В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рас- сматривание иллюстраций,которые углубляют понимание текста, уточняют его,пол- нее раскрывают художественные образы.
-
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги,от воз- раста детей.Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.Основная задача чтения дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь).Картинка - иллюстрация, помещаемая в дет- ской книге,помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию,если показать ее не вовремя.
-
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации.Надо,чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько,что они будут только ее и представлять себе мысленно,зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова,его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги,вызывающая естественный инте- рес,любопыт- ство детей к данной книге.
-
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя,беседа о прочитанном, повторное чтение,рассматривание иллюстраций,объяснение незнакомых слов.
-
Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.
-
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте,слушать его до конца,по- нимать содержание и эмоционально откликаться на него.У малышей формируют навык совместного слушания,умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.Владея такими навыками,ребенок лучше понимает содержание книги.
-
Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров.Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотво- рение».Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки--ребятушки,отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.
- Дети способны понять и запомнить сказку,повторить песенку,однако речь их недоста- точно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко и внятно произносить звуки,пов- торять слова и словосочетания; создавать условия для того,чтобы новые слова вош- ли в активный словарь.
- В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способ ности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откли- каться на описанные события.Внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух(стихотворная,прозаическая)форме произведения,а также к неко- торым особенностям литературного языка(сравнения, эпитеты).Это содействует раз- витию поэтического слуха,чуткости к образной речи.Как и в младших группах,воспи- татель называет жанр произведения.Становится возможен небольшой анализ произ- ведения,то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы,понравилась ли сказка (рассказ),о чем рассказывается,какими словами она начинается и какими заканчивается.Беседа развивает умение размышлять,высказывать свое отношение к персонажам,правильно оценивать их поступки,характеризовать нравственные качес- тва,дает возможность поддерживать интерес к художественному слову,образным выражениям, грамматическим конструкциям.
- В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку воз- можность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову,замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
- Заучивание стхотворений
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстети-ческого воспитания детей.Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма,ме- лодики;детей привлекает к себе мир звуков.
При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу нес- колько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание,на- учить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста. При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1—2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.
Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст.Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения:про- вести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмо- циональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ(картины веселого праздника,золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его.В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том,что стихот- ворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания),и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении,о форме его чтения. За беседой вновь следует чтение воспитателя.Это способствует целостному воспри- ятию произведения,особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети. Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам),что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.Дети повторяют стихотворе- ние индивидуально,а не хором;только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают.По ходу чтения воспитатель подсказывает текст,допус-кает договаривание строки детьми с места,повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам. Если дети читают невыразительно,педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они про- изнесли весь текст ритмично, без длинных пауз (активно подсказывает им, поощря- ет).Как в процессе разъяснительной беседы,так и при заучивании проводится боль- шая работа по формированию выразительности и непосредственности детского чте- ния.Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением: вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие могут прочитать новое стихотворение, и т. д.
Заученное стихотворение можно читать по частям,в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»;в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре).В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им,используется в устной речи.
У некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов,на помощь взрослым приходят мнемотаблицы.В мнемотаблице схематически возможно отобразить явления природы,некоторые действия и признаки предмета,персонажей и т. д.Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению,превращает занятие в игру,а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.Заучивание стихов проводится как специальное занятие, или как его часть,где ставится задача запомнить произведение.Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятель- ность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и худо- жественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).
В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»).
Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста.
- Педагог может включить литературный материал в другие занятия, например, на за- нятиях по развитию речи,ознакомлению с окружающим миром используются стихот- ворения,загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем
- вспоминают героев,сюжет сказки,на тему которой они собираются лепить или рисо- вать.Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников, вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следу- ет проводить с привлечением родителей.
- Советы для родителей по ознакомлению детей с художественной литературой.
- При организации домашнего чтения педагогу следует дать советы родителям, какие произведения следует читать своим детям, для этого можно использовать информа- ционные стенды,а также провести индивидуальные консультации.Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям.В этом случае им можно посоветовать,гуляя с ребенком,возвращаясь из детского сада,занимаясь домашними делами,побеседовать с ним об уже прочитанной книге.В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном,чтобы почитать ребенку.Во время чтения необходимо следить за санитарно-гигиеническим состоянием (правильная осанка, выбор места для чтения,время для чтения).В процессе чтения родителям следует помнить,что ребенок не должен быть пассивным слушателем,поэтому во время чте- ния необходимо активизировать его внимание.Пусть малыш за взрослым повторяет слова,отвечает на вопросы,рассматривает иллюстрации.
- 5.Предметно-развивающая среда
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр,это спокойное,удобное,эстетически оформленное место,где дети имеют возможность общаться с книгой,рассматривать иллюстрации,журналы,альбомы.К устройству угол- ка предъявляется ряд требований:
Удобное расположение – спокойное место,удаленное от дверей во избежание хожде- ния и шума.
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставля- ются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку.В литературном центре должны быть 3 – 4 книги,отдельные картинки,тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста,яркими иллюстрациями.Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой,рассматривает иллюстра- ции,читает текст,говорит о правилах пользования(не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей.На полочках-витринах 4 – 5 книг,материал для ремонта (бумага, клей,ножни- цы и др.),разные виды театра,магнитофон с дисками,коллекция скороговорок и чистоговорок.Требования к книгам те же.В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги,иллюстрации,обращать внимание на последовательность событий.Проводятся беседы о книгах.У детей формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторон- ним.Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотекой.Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира,детские журналы,произведения русских классиков,произведения о природе, познавательная литература,карты,атласы,энциклопедии.
Таким образом,все формы работы по знакомству детей с художественной литерату- рой воспитывают интерес и любовь к книге,формируют будущих читателей.
В заключении следует отметить,что литература оказывает большое влияние на нравственное развитие дошкольника.Поэтому очень велика роль педагога в процес- се организации детского чтения .
|