Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Рахубенко Татьяна Егоровна | |||
14.04.2015 09:34 | |||
Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста. Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Ведь в ходе социализации человек приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, происходит становление всего социального опыта, именуемого миром человека. В последнее время все большую значимость приобретает положение Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высших форм психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка.
Усиление внимания к социальным аспектам поведения и деятельности связано с изменениями социальных, политических и экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу, педагоги и родители испытывают огромные трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений в общении и взаимоотношениях ребенка с людьми как грубость, эмоциональная глухость, враждебность, которые нередко возникают под влиянием наблюдаемого поведения окружающих на улице, в транспорте, во дворе и даже в семье. Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Я, как педагог должна обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе. Я работаю на речевой группе. У наших детей не только нарушение речи и психических процессов, но также наблюдаются психогенные отклонения, проявляющиеся в агрессивности поведения и деятельности, тревожно- фобических расстройствах и искажённых процессах социализации. Дети не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, нарушают элементарные правила поведения в группе и не выполняют простейших обязанностей по отношению к сверстникам не потому, что не знают эти правила или не хотят их выполнить, а потому что они не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, на возникающие у них трудности, на их нужды и интересы. Когда дети поступили к нам в старшую группу я провела первичную диагностику социально-нравственного развития детей и выявила, что поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывают трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не всегда. проявляют интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д. Проанализировав первичную диагностику, я поставила перед собой следующие задачи: помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему. Имея опыт работы по теме «Роль театрализованной деятельности в развитии интонационно выразительности речи детей с ОНР» я задумалась над тем, а почему бы не использовать игру-драматизацию для социально-нравственного развития детей. Из всех видов совместной деятельности, как известно, именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста. В игре отражается содержание окружающего ребенка социального мира, существующих в нем нравственных норм и правил. Но успешность освоения социального опыта и становление дружеских взаимоотношений детей зависит от содержания и характера взаимодействия детей в игре. Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. Под игрой-драматизацией понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом. В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим. Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Поставив задачу социально-нравственное воспитание детей через игры-драматизации, я понимала, что это будет способствовать социализации детей, развитию умения адаптироваться в окружающем мире. Позволит воспитать гуманные чувства дошкольников, а также чувство толерантности, развить умение действовать сообща (в коллективе). Игра – драматизация даёт возможность наглядно увидеть, к чему приводят те или иные отрицательные поступки или качества героев и как следовало бы поступить в данной ситуации. Такая игра даёт возможность по своему желанию в свободное время переиграть произведение так, как хочется детям. Важным условием успешности работы по данному направлению является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе был организован уголок для театрализованной деятельности. Ведь именно театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность ему адаптироваться в социальной среде. Уголок театрализованной деятельности оснащен разнообразными видами театра: варежковый, теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок и др.; имеются разнообразные музыкальные инструменты, в том числе и самодельные. В уголке имеются элементы костюмов персонажей сказок, костюмы для сюжетно-ролевых игр, маски и т.п. Руководство игрой-драматизацией я начала с отбора литературных произведений. Выбор произведений был обусловлен задачами социально-нравственного воспитания и осуществлялся мною по следующим принципам: – сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие; – эмоциональная выразительность персонажей с присущими им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей; – увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия; – богатый и яркий иллюстративный материал. Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, я условно разделила на 5 циклов.
Работа по социально-нравственному воспитанию дошкольников при организации игр-драматизаций я разделила на 3 этапа. На I-м этапе решались задачи формирования представлений детей о нравственных качествах персонажей литературных произведений, умение их оценивать. Предварительная работа по организации игр-драматизаций начинается с ознакомления с художественным произведением. После чтения произведения, чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, использовала такие приемы, как выборочное чтение, беседа по сказке. Главное условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане. Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки я проводила беседы с детьми по осмыслению прочитанного. Тщательно продумывая вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин. При работе над сказками очень мы использовали, прием игры-беседы с персонажами сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. Права сказочных героев В какой сказке из цветочка появилась на свет маленькая девочка? Какое право она приобрела с появлением на свет? Как называется сказка? Право каких героев было нарушено? Какое? Кто попытался нарушить это право? В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? Как называется эта сказка? Как зовут героев? Право каких героев на жилье и его неприкосновенность было нарушено? Кем? Как называется эта сказка? Кто ее написал? Какое право выполняет доктор Айболит? Как называется сказка? Что сделал папа Карло для того, чтобы купить Буратино азбуку? О каком праве идет речь? Слайд с фото иллюстраций концепции прав детей, иллюстрации сказок II-й этап был посвящен поискам средств выразительности: интонации, мимике, жестам. Для этого я использовала разнообразные игры и речевые упражнения (приложение) на развитие выразительности речи, движений, сплоченности детей. Так, например, игра “Встреча в лесу”. Я брала волшебную палочку и “превращала” детей в лесных жителей. Дети изображали диких животных, используя характерные движения, а я, вместе с другими детьми угадывали, кто в кого “превратился”. Также с детьми разучивались пальчиковые игры с использованием мимики (“Бабушка Маланья”, “Колпачок”, “Зеркало”, “Пиктограммы”). Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр-драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой "Психогимнастика". Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений. На III-м этапе основное внимание я уделяла играм-драматизациям, развитию общения и взаимодействия по поводу игры. Мы вместе с детьми подбираем атрибуты, стараемся оформить место, где происходит сюжет сказки или произведения. В игре одновременно принимали участие несколько детей, игру я проводила несколько раз, так, чтобы все дети, даже самые застенчивые и неактивные, могли исполнить разные роли. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные. При распределении ролей я учитывала желания и интересы детей, а также использовала выбор с помощью “волшебной палочки”, считалок. Важным условием руководства играми-драматизациями является индивидуальный подход к детям, учет их особенностей. В игре – драматизации участвуют все дети, даже самые застенчивые. Вначале они привлекаются к участию в играх-упражнениях, играют второстепенные роли, а затем с удовольствием исполняют главные. Игра-драматизация способствует развитию коммуникативных качеств личности, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение, способствует раскрепощению личности ребенка. Поэтапность работы обеспечивает постепенное сближение детей с персонажами литературных произведений, и они начинают видеть то, что они не замечали раньше. Сближение с персонажами, превращение их в хорошо знакомых детям друзей или недругов, ролевое изображение самих персонажей, ежедневное введение сказки в жизнь детей, вот те способы, которые я использую для глубокого понимания нравственного смысла художественного произведения и воздействие его на поведение ребенка. В своей работе по социально-нравственному воспитанию я придерживаюсь следующих принципов:
Совершенствование работы по социально-нравственному воспитанию ребенка дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Любая педагогическая деятельность может быть по настоящему успешна только в том случае, если родители являются активными участниками и помощниками. Поэтому в своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в социально-нравственном воспитании детей в период дошкольного возраста. Формы работы с родителями разнообразны: проводятся беседы и консультации; тематические родительские собрания; родители приглашаются на открытые занятия – игры; организуются родительские гостиные.
Проведя итоговую диагностику, я отметила, что введение в образовательный процесс игр – драматизаций обеспечило не только формирование социально-нравственных представлений, но и развило социальные эмоции, чувства и ценные способы общения. Включение элементов игр-драматизаций в образовательный процесс помогло детям успешно усвоить социальный опыт и повысить творческую активность, которая предопределяет весь духовный потенциал ребенка. Формирование нравственных ценностей приобрело познавательный характер и способствовало умению старших дошкольников переносить приобретенный опыт полученный в игре в социальную действительность. Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Дети наивно вживаются в данные обстоятельства, искренне верят в то, что говорят и делают, достигают естественного и реалистического исполнения, осознают нравственные нормы, приобретают определенные знания, умения и навыки. Причем в этой деятельности, в своеобразном комплексе проявляются внимание, воображение, отношение, оценка, общение. А все это имеет особое значение в развитии личности ребенка.
|