Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Нравственное воспитание
Автор: Шаманаева Елена Владимировна   
13.12.2011 21:52

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом«   Моя малая родина…
У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как  милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы ни менялось современное общество воспитание  у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.


Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городомЕсли мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет  перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?
Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Проанализировав свои знания о городе, а также результаты диагностики педагогов, родителей и детей, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.
Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.   
Для достижения этой цели я решала следующие задачи:
- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, макет детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- формировала любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Новокузнецка.
- знакомила с достопримечательностями Новокузнецка, развивала желание как можно лучше узнать свой город.
- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.
- воспитывала бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждала детей сохранять красоту города для будущих поколений.
При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, Новокузнецким кукольным  театром, школой; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу;  а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Новокузнецка (с его малой Родиной).
Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней , в старшей и подготовительной группах.
Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией,  улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное  отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности  (конструирование, аппликация, рисование, лепка). 
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка:  «Это мы вместе нарисовали». Затем мы группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу  рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.
На этом же этапе происходит знакомство с русской  народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан, раскрашивают деревянную ложку. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой,  поют народные песни, играют в игры народного характера (Ворон, хороводная игра Дружочек, Солнышко-колоколнышко, Ах -вы сени); исценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор…).
В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем микрорайоне.
• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.
• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.
На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же    знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».
В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.
На занятия по ознакомлению с природой Новокузнецка дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии.  В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.
Целесообразно вместе с родителями тематические вечера (о поэтах родного края с чтением их стихов), викторины «Знатоки Новокузнецка»,  развлечения «Мама, папа, я – дружная семья», «На завалинке», досуг основанные на фольклоре.
Работа по воспитанию патриотизма становится более  эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
В работе с детьми  подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, была поставлена задача сформировать у них более точные  и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.
Большую помощь оказали  опять-таки родители в оформлении мини-музея «Наша Родина - Россия». Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей  доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.
В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком.  На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего города. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс ….., не маловажным  является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает  рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед…, формирующееся у них отношение к окружающему , воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей  явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

 

Воспитатель: Шаманаева Елена Владимировна
Кемеровская обл. г.Новокузнецк
МБДОУ «Детский сад №250»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год