Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Саура Любовь Николаевна | |||
17.07.2016 13:56 | |||
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире (Из опыта работы музыкального руководителя высшей категории Саура Л.Н.) Саура Любовь Николаевна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 170 Тракторозаводского района Волгограда» Музыкальный руководитель Волгоград Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Идти по пути традиций, обычаев, заветов, преданий предков, быть наследником культуры, религии — значит быть человеком с глубокими нравственными и духовными корнями, быть человеком с крепким стержнем патриотического воспитания. Мы живем в трудное, но и благое время — время духовного возрождения нашего Отечества и оно требует от нас особо бережного отношения и внимания к подрастающему поколению, прежде всего в образовательной области» — слова Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Создан координационный совет (от 01. 07. 1999г) по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии Русской православной Церкви. В рамках деятельности координационного совета проводилась работа по созданию образовательного пространства под названием «Православная культура», которая должна знакомить детей дошкольного возраста с духовным богатством православного христианства. Так же, в Федеральном законе РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ в ст. 2 впервые введено понятие «духовно-нравственное», а в ст. 3 говорится о праве выбора светского или не светского образования. Говоря о ФГОС ДО, духовно-нравственное воспитание выделили в специфике разных организационных форм развития ребенка, например, это как отдельная возрастная группа, это может быть вся система детского сада, это может быть кружок, это могут быть образовательные области, но на основе православной культуры. Много говорится о важности духовно-нравственного развития и воспитания детей. Каждый, осознавая значимость этой проблемы, задается вопросом, как грамотно выстроить воспитательно-образовательный процесс, работая с детьми определенного возраста. Проблема старшего дошкольного возраста — это сложность выбора между «Я хочу» и «Я не могу, мне нельзя», осмыслении всего значимого: семьи, себя в природе, в окружении сверстников; сложность соотношения силы воли и чувств, желаний, в умении анализировать поступки не только других, но в первую очередь свои поступки, мысли, чувства и желания. Педагогам необходимо помнить, что в детской среде происходит размывание духовно-нравственных ценностей, часто, дети, имея знания, но, не имея опыта противостояния, поддаются негативному влиянию сверстников. Здесь важно помнить и опираться только на понятие ДОБРО. Добро по Ожегову это все положительное, хорошее и полезное. Добро по православным канонам — это и сила духа, свободное состояние и противостояние греху, соблазнам, искушениям. Очень хорошо просматривается образ Божий в человеке с добром в душе:
Наша педагогическая задача развивать способность выбирать между добром и злом. Вершина этого воспитания заключается не в самом различии плохого от хорошего, а в свободном выборе действия в сторону добра и блага. А это без осмысления Божьего мира и традиций православной культуры невозможно. Педагогика изначально была православной, т.е. из поколения в поколение передавались народные устои, обычаи, нравственные понятия, традиции. Православные традиции — это результат познания и проживания всех основных форм духовной культуры: религии, нравственности, искусства. Во всех этих формах содержится Христианская мораль, которая строится на основе системы отношений с Богом, с ближним, с самим собой. Все это выстраивается на основе духовных мотиваций — ЛЮБОВЬ-ДОБРО. Православие — это жизнь Христа, т.е. его правила жизни, его христианская нравственность, основанная на заповедях Божьих. А естественная нашей жизни нравственность — это жить по общепринятым сегодня не человеческим ценностям: агрессия, материальное богатство за счет другого, обман, воровство и т.д. Совсем недавно мнения специалистов, занимающихся вопросом воспитания, утверждали, что духовно-нравственное развитие и воспитание нужно осуществлять только с детьми старшего дошкольного возраста. Сегодня мнение тех же специалистов утверждает, что духовно-нравственное развитие и воспитание детей-дошкольников необходимо начинать с трех лет. Православная педагогика совершенно точно определяет это, опираясь на психологические и физические особенности детей дошкольного возраста и на принципы познания и освоения образовательного, воспитательного материала. Речь идет о проживании ребенком событий православных праздников в системе от трех лет до семи, постоянном закреплении знаний, навыков. Возникла необходимость в организации дополнительных форм работы с детьми, а вслед за этим проблема образовательного, воспитательного содержания этих форм. Учитывая разные образовательные области, педагог может наполнить свою область именно духовно-нравственным содержанием. Цель духовно-нравственного воспитания — это научить ребенка противостоять злу, проявить силу духа. Чтобы научить этому ребенка педагогу необходимо иметь образование православного направления и воспитание духовно-нравственного человека, владеть методами и приемами, влияющими на духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка. Как гласит истина: «Чем педагог наполнен, то он и сможет отдать». Мы питаем детей «педагогическими: образовательными, воспитательными продуктами», у которых необходимо отслеживать качество и содержание. Совершая ошибки в выборе содержания и качества образовательного и воспитательного материала, а так же проявляя недобросовестное отношение к организации педагогического процесса, педагог может совершить педагогический грех. Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы касаемся проблемы развития личности на основе определенных ценностей и морали. Ценности — это жизнь, данная Богом, телесное и духовное здоровье. Моральные ценности — это нравственные устои; эстетические ценности — это красота гармония Божьего мира. Государственные ценности — это закон, конституция, порядок. Духовно-нравственное направление становится ключевым и актуальным в современной педагогической системе. Традиция воспитания во времена дореволюционной царской России строилась на Божьих заповедях и добродетелях. Это всегда отличало человека христианина. Воспитание силы духа позволяет человеку противостоять греху, нравственному распаду личности. Используя праздники и познавательно-игровые досуги с детьми, как воспитательную образовательную форму, мы можем наполнить ее (форму) духовно-нравственным содержанием, а именно, организовывая кружок «Ангел» для детей старшего дошкольного возраста, мы знакомим детей с традициями и Евангельскими событиями православных праздников. Создаем общение нравственного характера, ориентируем детей на положительные образы, на осмысление своих поступков, формируем культуру ребенка. Используя разные методы, мы наполняем процесс воспитания и образования содержанием нравственного характера, адаптированного для старшего дошкольного возраста. Разрабатываем методические пособия по теме «Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество», «Пасха», «День Славянской азбуки Кирилла и Мефодия» и т.д. Каждый православный праздник имеет свое событие. Православный праздник не есть веселье внешнее. С точки зрения нравственного воспитания и православной культуры это изменение себя к лучшему, вследствие чего происходит ликование души. Православные праздники обязательно имеют духовные традиции, то есть ценности поколений, жизненный опыт, в которых растет и развивается духовный человек, а в данном случае ребенок. Например, Вербное воскресенье имеет событие – Последние дни Иисуса Христа, смысл — это жертвенность, добрые дела и любовь. Народным обычаем считается подготовка к пасхе, чистота в доме, смена икон, рушников, изготовление пасхальных подарков, посещение больных, сирот, стариков. Другой праздник так же имеет свое событие. Возвращаясь к организации православных праздников в детском саду, необходимо сказать, что все евангельское повествование праздника сохраняется, необходимо только его интерпретировать на образовательные и воспитательные цели для старшего дошкольного возраста и добавить опредмечивание темы занятия, так же, использовать форму художественной деятельности, как основу вхождения ребенка в мир православной культуры, привлекать родителей в подготовке атрибутов, элементов темы праздника. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников средствами искусства дает возможность концентрировать различные эстетические впечатления ребенка от православного праздника. Придумывать различные игры нравственного содержания, разрабатывать дидактический материал на закрепление знаний. Таким образом, мы создаем у детей православное представление о добре и зле, эстетических нормах православной культуры, что и является формированием культуры русского ребенка и его духовно-нравственным стержнем. Такая форма работы с детьми, как кружок по организации православных праздников, имеет место быть, практически актуальна и требует внедрения и развития.. Таким образом, организация и проведение православных праздников для детей старшего дошкольного возраста в детском саду является яркой и эффективной формой приобщения ребенка к православной культуре, к традициям православного русского народа. Православные праздники являются формой воспитания ребенка в среде нравственного содержания, дают пример жизни нравственного и духовного человека, дают возможность использовать принципы православной педагогики. Решение задач духовно-нравственного развития и воспитания ребенка будет более эффективно, если будет выстроена взаимосвязь с родителями в форме познавательных бесед с участием православных педагогов, с показом документальных фильмов нравственного и статистического содержания. Так как, именно родители ответственны за то, какие ценностные ориентиры для построения жизнедеятельности станут для ребенка определяющими. Нам, педагогам необходимо более активно и уверенно опираться на духовно-нравственное содержание образовательного и воспитательного процесса и развивать разные формы работы с детьми в этом направлении. Координационный центр Министерства Образования и Патриархия Русской Православной церкви на последнем заседании оценили активность миссионерской деятельности настоятелей храмов и педагогов. Так же оценил уровень развития православной педагогики, активность православной жизни, а значит духовно-нравственной жизни россиян неудовлетворительно, посоветовав объединяться всем социальным институтам нашего современного общества, развивать разные формы воспитания детей, быть более активными, иметь смелость и духовные силы противостоять факторам, разрушающим нравственность и традиции русской культуры. Литература.
|