5 вопросов и ответов о толерантности к детям с ОВЗ |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Романова Елена Валентиновна | |||
15.10.2024 22:43 | |||
5 вопросов и ответов о толерантности к детям с ОВЗ 1. ЧТО такое «толерантность»? Социологический терминТОЛЕРАНТНОСТЬобозначает терпимость к другому человеку независимо от каких-либо отличий. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействовать с ними и уважать право человека на отличие. 2. ЧТО мы понимаем под толерантностью, когда говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)? Толерантность – это не только милосердие, терпимость и понимание, главное, это — признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
На протяжении своей истории общество меняло отношение к детям с ограничениями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнёрства и интеграции лиц с отклонениями в развитии в здоровое общество. Категория детей с ОВЗ очень широкая — мы имеем очень большой разброс — от детей, у которых есть небольшая особенность, до детей с тяжёлыми нарушениями развития, мешающими им адаптироваться и жить в обществе. Проблема формирования толерантного отношения к людям с ОВЗявляется сложной темойв современном обществе. Для нашего образа жизни характерна оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям. Часто мы предвзято относимся к людям «не таким, как все». Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление. Социологи подтверждают: лишь 2/3 наших сограждан (это 61%) считают, что с инвалидами надо общаться так же, как и с обычными людьми. Почти треть населения (30%) считают, что инвалиды всё же не такие, как все. В последнее время в нашей стране, в нашем обществе, в образовании постепенно изменяется не только отношение к детям с ОВЗ, но и взглядына возможности их умственной и социальной реабилитации. Сегодня государство уже сформировало перед обществом практическую задачу — охватить образованием всех детей с ОВЗ с акцентом на реализацию принципа «разные, но равные». И в настоящее время мы наблюдаем, как слово «инклюзия» (т. е. включение) из диковинного и непонятного, перешло и в детском саду, и в школе во вполне обычный и естественный процесс. 3. Нужна ли инклюзия «особому» ребёнку? И если нужна, то ЧТО она ему даёт? Во-первых, социальная интеграция позволяет «особым» детям расширить круг общения со сверстниками без нарушений развития, что повышает уровень их социализации и адаптации. Дети накапливают социальный опыт, приобретают элементарные навыки общения с нормально развивающимися сверстниками, расширяют жизненно-значимые компетенции. Это, в свою очередь, повышает возможности для личностного роста и готовит к полноценной жизни в обществе. Это важно, потому что часто круг общения детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидностью резко ограничен, отчего у них возникает острый дефицит коммуникации и чувство изолированности от происходящего вокруг. Если инклюзивная среда составлена грамотно, то мы можем наблюдать, как у детей с ограничениями улучшаются академические достижения, компенсируются отдельные недостатки в развитии, нивелируются некоторые негативные проявления в эмоционально-личностной и поведенческой сфере. Инклюзивное образование обеспечивает индивидуальный подход в обучении, даёт возможность детям с особенностями осваивать образовательную программу в том варианте, который им доступен, в удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением. 4. Что получают от инклюзии нормотипичные дети и взрослое окружение? Взаимодействие здоровых детей и детей с выраженными ограничениями и инвалидностью способствует формированию у нормативно развивающихся дошкольников ряда положительных качеств: гуманности, опыта толерантности, внимательного и уважительного отношения к тем, кто слабее, и заботы о них. У них возникает безбарьерное мышление. Дети учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов детского коллектива, учатся находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки ( «Ты очкарик» и т.п.). Дети становятся более заботливыми, внимательными, отзывчивыми. Практика социальной интеграции позволяет членам детского коллектива приобрестиценный опыт узнавать и понимать разных людей, учиться жить вместе и проявлять лучшие человеческие качества. Этопоможет ребёнку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, кто отличается от него. Для педагогов, участвующих в инклюзии, важными приобретениями можно считать наращивание опыта и профессиональной компетентности в части работы с детьми с ОВЗ различных нозологических групп, освоениеспециализированныхобразовательных подходов. Для родительского социума инклюзия предоставляет возможность получить навык милосердия и толерантности, способствует преодолению предвзятого отношения к людям с инвалидностью, чаще всего негативной направленности, навешивания штампов неполноценности. А родители инклюзивных детей получают бесценный опыт открыть в своём ребёнке новые возможности, ещё больше поверить в него. Ведь вместе с улучшением качества жизни ребёнка, его успехами в учебном процессе и коммуникациях улучшается и качество жизни его родителей. С каждым днём у них появляется всё больше поводов для гордости и радости за своего ребёнка. 5. Какие проблемы возникают в процессе социализации детей с ОВЗ? Первая проблема связана с недостаточной готовностью интегрируемой стороны: не все дети с ОВЗ готовы к включению в группу здоровых сверстников по ряду причин. Это могут быть медицинские противопоказания, несформированность элементарных навыков самообслуживания, выраженные сложности в коммуникации, некорректируемые проблемы поведения, трудности при установлении эмоциональных контактов и адаптации к незнакомым условиям. В категорию рискапопадают дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врождёнными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями. Часто у «особых» детей наблюдаются регуляторные нарушения, которые характеризуются эмоциональной неустойчивостью, аффективной возбудимостью, агрессивными вспышками, импульсивностью, двигательной расторможенностью, возможны неадекватные поведенческие реакции. Некоторые дошкольники с ограничениями совершают действия, не принятые социальными нормами, что вызывает социальную тревогу и страхи у нормотипичных детей. Отсутствие опыта общения у нормально развивающихся детей с детьми с ОВЗ иногда приводит к дистанцированию, неприязни и даже агрессии: дети с ОВЗ не принимаются сверстниками в игру, их сторонятся, могут высказывать брезгливость и негативное отношение к их внешнему виду и поведению. Существенной проблемой, затрудняющей развитие в образовательной организации социально-интегративного процесса, является недостаточная профессиональная и личностная готовностьпедагогов к инклюзии. Нужно признать, что на сегодняшний день педагоги слабо подготовлены к построению инклюзивной среды, чему во многом мешает наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения педагогов, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Педагоги не всегда успевают перестроиться на инклюзию, глубоко вникнуть в суть проблем «особого» ребёнка. Иногда педагоги, не очень понимая специфику воспитанника, просто боятся навредить ему. Что касается профессионального аспекта, можно отметить, что многие педагоги всё ещё нуждаются в специальной переподготовке в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в знании инклюзивных технологий, т.к. без глубокого знания психологических особенностей детей с ОВЗневозможновыстроить эффективную работу. Отдельным звеном в цепочке трудностей инклюзии стоят проблемы, связанные с негативными или крайне осторожными и недоверчивыми установками родительского социума в отношении совместного образовательного процесса своих детей с воспитанниками с выраженными недостатками в развитии и инвалидностью. Многие родители против такого общения, желая, чтобы вокруг их ребёнка мир был «идеален». Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребёнка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребёнок в будущем столкнётся с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение и брезгливость, а в худшем –жестокость и равнодушие по отношению к людям с нарушениями развития. Часто родители опасаются, что совместное обучение здоровых детей с детьми-инвалидами негативно скажется на развитии их детей, даже стремятся ограничить это общение, часто выражают протест против пребывания в их группе «особых» детей и прививают подобные установки своим детям, в результате чего ребёнок с ОВЗ часто становится «белой вороной». Родители «обычных» детей опасаются, что ребёнок с особенностями развития (особенно с тяжёлыми нарушениями) будет мешать, отвлекать педагога и детей, что снизит уровень знаний и ухудшит дисциплину. Как мы видим, проблем в социализации детей с ОВЗ ещё много. Каждая из них серьёзна и требует продуманного подхода к её решению. Ну и, конечно же, требуется изменение самой системы образования: она должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав для всех детей. Инклюзия в наши дни – это уже, скорее, данность, с которой нам просто нужно научиться жить.
|