Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

5 вопросов и ответов о толерантности к детям с ОВЗ
Нравственное воспитание
Автор: Романова Елена Валентиновна   
15.10.2024 22:43

5 вопросов и ответов о толерантности к детям с ОВЗ5 вопросов и ответов о толерантности к детям с ОВЗ

1. ЧТО такое «толерантность»?

Социологический терминТОЛЕРАНТНОСТЬобозначает терпимость к другому человеку независимо от каких-либо отличий. Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть, взаимодействовать с ними и уважать право человека на отличие.

2. ЧТО мы понимаем под толерантностью, когда говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Толерантность – это не только милосердие, терпимость и понимание, главное, это — признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

 

На протяжении своей истории общество меняло отношение к детям с ограничениями. Оно прошло путь от ненависти и агрессии до терпимости, партнёрства и интеграции лиц с отклонениями в развитии в здоровое общество. Категория детей с ОВЗ очень широкая — мы имеем очень большой разброс — от детей, у которых есть небольшая особенность, до детей с тяжёлыми нарушениями развития, мешающими им адаптироваться и жить в обществе.

Проблема формирования толерантного отношения к людям с ОВЗявляется сложной темойв современном обществе. Для нашего образа жизни характерна оценка людей по их внешнему виду и по умственным способностям. Часто мы предвзято относимся к людям «не таким, как все». Предрассудки являются составной частью нашей социальной структуры, и попытки избавиться от них могут вызвать глубокое внутреннее сопротивление.

Социологи подтверждают: лишь 2/3 наших сограждан (это 61%) считают, что с инвалидами надо общаться так же, как и с обычными людьми. Почти треть населения (30%) считают, что инвалиды всё же не такие, как все.

В последнее время в нашей стране, в нашем обществе, в образовании постепенно изменяется не только отношение к детям с ОВЗ, но и взглядына возможности их умственной и социальной реабилитации. Сегодня государство уже сформировало перед обществом практическую задачу — охватить образованием всех детей с ОВЗ с акцентом на реализацию принципа «разные, но равные». И в настоящее время мы наблюдаем, как слово «инклюзия» (т. е. включение) из диковинного и непонятного, перешло и в детском саду, и в школе во вполне обычный и естественный процесс.

3. Нужна ли инклюзия «особому» ребёнку? И если нужна, то ЧТО она ему даёт?

Во-первых, социальная интеграция позволяет «особым» детям расширить круг общения со сверстниками без нарушений развития, что повышает уровень их социализации и адаптации. Дети накапливают социальный опыт, приобретают элементарные навыки общения с нормально развивающимися сверстниками, расширяют жизненно-значимые компетенции. Это, в свою очередь, повышает возможности для личностного роста и готовит к полноценной жизни в обществе.

Это важно, потому что часто круг общения детей с выраженными отклонениями в развитии и инвалидностью резко ограничен, отчего у них возникает острый дефицит коммуникации и чувство изолированности от происходящего вокруг.

Если инклюзивная среда составлена грамотно, то мы можем наблюдать, как у детей с ограничениями улучшаются академические достижения, компенсируются отдельные недостатки в развитии, нивелируются некоторые негативные проявления в эмоционально-личностной и поведенческой сфере.

Инклюзивное образование обеспечивает индивидуальный подход в обучении, даёт возможность детям с особенностями осваивать образовательную программу в том варианте, который им доступен, в удобном для них темпе. Процесс обучения может совмещаться с необходимыми коррекционно-развивающими занятиями и оздоровлением.

4. Что получают от инклюзии нормотипичные дети и взрослое окружение?

Взаимодействие здоровых детей и детей с выраженными ограничениями и инвалидностью способствует формированию у нормативно развивающихся дошкольников ряда положительных качеств: гуманности, опыта толерантности, внимательного и уважительного отношения к тем, кто слабее, и заботы о них. У них возникает безбарьерное мышление.

Дети учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов детского коллектива, учатся находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки ( «Ты очкарик» и т.п.). Дети становятся более заботливыми, внимательными, отзывчивыми.

Практика социальной интеграции позволяет членам детского коллектива приобрестиценный опыт узнавать и понимать разных людей, учиться жить вместе и проявлять лучшие человеческие качества. Этопоможет ребёнку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, кто отличается от него.

Для педагогов, участвующих в инклюзии, важными приобретениями можно считать наращивание опыта и профессиональной компетентности в части работы с детьми с ОВЗ различных нозологических групп, освоениеспециализированныхобразовательных подходов.

Для родительского социума инклюзия предоставляет возможность получить навык милосердия и толерантности, способствует преодолению предвзятого отношения к людям с инвалидностью, чаще всего негативной направленности, навешивания штампов неполноценности.

А родители инклюзивных детей получают бесценный опыт открыть в своём ребёнке новые возможности, ещё больше поверить в него. Ведь вместе с улучшением качества жизни ребёнка, его успехами в учебном процессе и коммуникациях улучшается и качество жизни его родителей. С каждым днём у них появляется всё больше поводов для гордости и радости за своего ребёнка.

5. Какие проблемы возникают в процессе социализации детей с ОВЗ?

Первая проблема связана с недостаточной готовностью интегрируемой стороны: не все дети с ОВЗ готовы к включению в группу здоровых сверстников по ряду причин. Это могут быть медицинские противопоказания, несформированность элементарных навыков самообслуживания, выраженные сложности в коммуникации, некорректируемые проблемы поведения, трудности при установлении эмоциональных контактов и адаптации к незнакомым условиям. В категорию рискапопадают дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врождёнными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями.

Часто у «особых» детей наблюдаются регуляторные нарушения, которые характеризуются эмоциональной неустойчивостью, аффективной возбудимостью, агрессивными вспышками, импульсивностью, двигательной расторможенностью, возможны неадекватные поведенческие реакции. Некоторые дошкольники с ограничениями совершают действия, не принятые социальными нормами, что вызывает социальную тревогу и страхи у нормотипичных детей.

Отсутствие опыта общения у нормально развивающихся детей с детьми с ОВЗ иногда приводит к дистанцированию, неприязни и даже агрессии: дети с ОВЗ не принимаются сверстниками в игру, их сторонятся, могут высказывать брезгливость и негативное отношение к их внешнему виду и поведению.

Существенной проблемой, затрудняющей развитие в образовательной организации социально-интегративного процесса, является недостаточная профессиональная и личностная готовностьпедагогов к инклюзии. Нужно признать, что на сегодняшний день педагоги слабо подготовлены к построению инклюзивной среды, чему во многом мешает наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения педагогов, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Педагоги не всегда успевают перестроиться на инклюзию, глубоко вникнуть в суть проблем «особого» ребёнка. Иногда педагоги, не очень понимая специфику воспитанника, просто боятся навредить ему.

Что касается профессионального аспекта, можно отметить, что многие педагоги всё ещё нуждаются в специальной переподготовке в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в знании инклюзивных технологий, т.к. без глубокого знания психологических особенностей детей с ОВЗневозможновыстроить эффективную работу.

Отдельным звеном в цепочке трудностей инклюзии стоят проблемы, связанные с негативными или крайне осторожными и недоверчивыми установками родительского социума в отношении совместного образовательного процесса своих детей с воспитанниками с выраженными недостатками в развитии и инвалидностью. Многие родители против такого общения, желая, чтобы вокруг их ребёнка мир был «идеален».

Такая позиция не просто ошибочна, она губительна в первую очередь для их же ребёнка. У него под влиянием родителей неправильно формируется психика. Если прививать утопическое и иллюзорное понимание окружающего мира, то ребёнок в будущем столкнётся с большими проблемами. Человек, который рос и воспитывался по таким понятиям, соприкасаясь с реальностью, будет проявлять, в лучшем случае, недоумение и брезгливость, а в худшем –жестокость и равнодушие по отношению к людям с нарушениями развития.

Часто родители опасаются, что совместное обучение здоровых детей с детьми-инвалидами негативно скажется на развитии их детей, даже стремятся ограничить это общение, часто выражают протест против пребывания в их группе «особых» детей и прививают подобные установки своим детям, в результате чего ребёнок с ОВЗ часто становится «белой вороной». Родители «обычных» детей опасаются, что ребёнок с особенностями развития (особенно с тяжёлыми нарушениями) будет мешать, отвлекать педагога и детей, что снизит уровень знаний и ухудшит дисциплину.

Как мы видим, проблем в социализации детей с ОВЗ ещё много. Каждая из них серьёзна и требует продуманного подхода к её решению. Ну и, конечно же, требуется изменение самой системы образования: она должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав для всех детей. Инклюзия в наши дни – это уже, скорее, данность, с которой нам просто нужно научиться жить.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год