Консультация для педагогов «Активные формы взаимодействия с родителями по нравственному воспитанию дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Подготовил: воспитатель подготовительных групп Шайхутдинова В.А. г.Нефтекамск 2022г.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Преобладающее большинство родителей предпочитает воспитывать ребенка в детском саду. Многие из них интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Но в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». И педагоги часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине.
На сегодняшний день в воспитании детей появились негативные тенденции – современные родители сами формируют эгоизм у детей: «Это только тебе», «Никому не давай игрушку». Родители не предают значение тому, что ребенок забыл поделиться, дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Но ведь доброта и милосердие – это высочайшие ценности человека, которые обязаны привить своим детям родители.
Следовательно, правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника.
Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого-педагогической компетентности родителей. Задача педагога – активно взаимодействовать с семьей и идти в одном направлении, преследуя общие цели в воспитании нравственных качеств у детей.
Работа воспитателя не может быть успешной без помощи родителей. Для включения семьи в совместную воспитательную деятельность используются следующие формы работы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Методы и приемы: консультации и индивидуальные беседы с родителями на такие темы как: «Будьте добрым примером для своего ребенка!», «Любите своего ребенка!».
Можно предложить родителям заполнить анкеты на темы: «Как воспитать добрые чувства у ребенка», «Воспитание чувства доброты».
Родительские собрания провести в нетрадиционной форме: например, семинар — практикум «Доброта живёт повсюду»; викторина «Секреты дружбы». Использовать такие познавательные формы, как «Дни добрых дел»; «Почта «Доверия».
Вовлечь родителей в оформление альбомов: «Я и моя семья», «Наши добрые дела», «От улыбки станет всем светлей»; фотовыставках: «Папа, мама, я – дружная семья».
Самые привлекательные, но в тот же момент самые трудные в организации это досуговые формы работы с родителями. Можно организовать такие совместные тематические праздники, как «Добрые дела веками живут», «День рождения»; развлечение «Семейные посиделки». Вовлечь родителей принять активное участие в показах театрализованных спектаклей, в семейно-групповых проектах: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Мама – солнышко моё», «С папой хорошо!», что позволяет формировать у детей доброту и заботу о других.
Самым важным аспектом воспитания доброго отношения является пример поведения самих родителей, их отношение друг к другу, старшим членам семьи.
Ведь ребенок улавливает каждую мелочь (улыбку на лице мамы, плохое слово, сказанное отцом). Взрослые должны ежедневно на своем примере воспитывать у детей стремление быть добрыми и порядочными, чтобы помочь ребенку не только творить добро, но и мыслить по законам доброты.
Хорошие результаты в работе по воспитанию нравственных качеств дает использование художественной литературы, особенно сказок. Поэтому родителям нужно предоставить список произведений для домашнего чтения детям. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Взаимодействие родителей и детского сада – длительный процесс, долгий и кропотливый, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
№
|
Темы мероприятий
|
Цели и задачи
|
1
|
Родительское собрание на тему: «Общение и его роль в нравственном воспитании детей».
|
Взаимодействие в работе детского сада и семьи по данной проблеме. Подвести родителей к пониманию, что правильное родительское общение заключает в себе огромные возможности воздействия на нравственное сознание и поведение детей.
|
2
|
Консультация на тему: «Значение нравственных знаний в формировании личности ребенка».
|
Показать значимость нравственного воспитания на основе неразрывного единства: знаний, убеждения и действия, слова и дела. Помочь сформировать у детей нравственные качества, поведение, нравственное сознание.
|
3
|
Беседа на тему: «Посеешь привычку».
|
Уточнить, что родители понимают под словом привычка. Показать роль привычки в жизни ребенка. Дать рекомендации с чего начать воспитание привычек, помогающих маленькому ребенку вести себя правильно.
|
4
|
«Круглый стол» на тему: «Общение с детьми дошкольного возраста»
(Упражнения для самоподготовки родителей)
|
Оказать помощь родителям в выработке умений общаться с детьми.
|
5
|
Консультация на тему: «Общение среди близких».
|
Показать роль семьи в общении с ребенком, как важнейший фактор воспитания общечеловеческих качеств: общительности, доброжелательности, спокойствия, выдержки, жизнерадостности.
|
6
|
Беседа на тему: «Культура общения мальчика и девочки».
|
Подчеркнуть важность формирования основ культуры поведения в процессе общения мальчиков и девочек. Помочь родителям сформировать у мальчиков правильное понимание мужского достоинства; учить их вести себя сдержанно, учтиво, воспитывать в них мужественность, волевые качества, способность защищать. Учить девочек при необходимости проявлять смелость, настойчивость, умение уступить, оказать помощь.
|
7
|
Консультация Тема: «Игра – школа нравственного поведения».
|
Показать роль игры в жизни ребенка, выступающей как важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения.
|
8
|
Беседа на тему: «Как воспитать тактичного собеседника»
|
Помощь родителям сформировать культуру речи ребенка: учить его четко и ясно произносить слова; правильно и понятно для окружающих излагать свою мысль; вежливо отвечать на вопросы взрослых и сверстников; не перебивать говорящих; говорить без крика; спокойно и скромно держать себя во время разговора.
|
9
|
Консультация на тему: «Как знакомить детей с нормами поведения».
|
Показать роль взрослых в формировании нравственного поведения ребенка. Направить внимание родителей на основную задачу – воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.
|
10
|
Беседа на тему: «Поведение – показатель воспитанности».
|
Воспитывать у ребенка разнообразные положительные привычки; Формировать у детей культуру поведения : дома, на улице, в общественных местах. Учить уважительно относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами.
|
11
|
Консультация на тему: «Культура деятельности дошкольника».
|
Показать роль овладения навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях ребенка в дошкольном периоде.
|
12
|
Беседа на тему: «Воспитание у детей трудолюбия, правильное отношение к труду».
|
Показать роль трудолюбия в нравственном становлении личности ребенка. Рассказать, что в труде у ребенка формируются такие качества, как чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение и дисциплинированность.
|
13
|
Консультация на тему: «Формировать разумные потребности, воспитывать чувство долга».
|
Показать роль формирования у ребенка разумных потребностей в нравственном воспитании.
|
14
|
Беседа на тему: «Чувство коллективизма».
|
Подвести родителей к пониманию того, что детский коллектив возникает в процессе общей деятельности, которая строится на основе взаимопомощи, взаимной поддержки, осознания каждым своей принадлежности к коллективу, стремления передать свои умения и знания товарищам.
|
|
Консультация на тему: «Воспитываем будущих хозяев своей страны».
|
Сконцентрировать внимание каждой семьи на вопросе воспитания хозяйского отношения ко всему тому, что окружает ребенка. Воспитывать у ребенка бережное отношение к своим вещам, игрушкам, книгам и т. д. Формировать хозяйское отношение к общественному достоянию.
|
|
Беседа на тему: «О доброте, отзывчивости и скромности»
|
Показать роль воспитания гуманных чувств в становлении личности ребенка. Подвести к мысли, что все доброе, уважительное и заботливое отношение к людям, дети могут проявлять всегда и повсюду.
|
|
Консультация на тему: «Роль общения среди сверстников в жизни ребенка»
|
Подчеркнуть важность детского общества для приобретения ребенком коллективистических навыков. Направить внимание родителей на оказание помочи формирования в детях черт нового человека: умения строить свои отношения со сверстниками на основе правил поведения; приобретения опыта общения; навыков игры сообща, трудолюбия, достижения поставленной цели.
|
|
Беседа на тему: «О товариществе и дружбе»
|
Раскрыть роль поступков и действий детей, которые способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе.
|
|
Беседа на тему: «О непримиримости к равнодушию и злу»
|
Воспитывать в детях понимание необходимости воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, упрямства. Формировать стремление к нравственному совершенствованию.
|
|
Консультацияна тему: «Природа и нравственное воспитание детей»
|
Направить внимание родителей на эмоциональное воздействие природы в развитии детей. Показать значимость эмоционального отношения к природе в нравственно-эстетическом воспитании ребенка.
|
|
Беседа на тему: «Ты – часть природы»
|
Помочь родителям развить наблюдательность, познавательный интерес детей. Формировать отношение ребенка к другим существам: укреплять позицию защитника и помощника при взаимодействии с живой природой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|