«Приобщение старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей»
Коллектив авторов:
- Казакова Елена Викторовна, воспитатель,
- Селищева Светлана Вячеславовна, воспитатель,
- Хусаинова Наталья Валентиновна, воспитатель,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №235
Актуальность:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию и содержит в себе перечень основных принципов дошкольного образования, одним из которых являются: сотрудничество ДОУ с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Скачать конспект
Нравственное воспитание ставит определенные задачи перед педагогами дошкольной образовательной организации: продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Сейчас в эпоху современного прогресса во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые являются фундаментом здоровой семьи. Учитывая педагогическую и воспитательную ценность семейных традиций, необходима целенаправленная работа детского сада и родителей по возрождению традиций в семьях воспитанников.
Одним из приоритетных направлений работы нашего МБДОУ является коррекционно- развивающая деятельность, направленная на речевое развитие детей дошкольного возраста.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, предупредить отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов, создания условий для полноценного развития речи детей.
Цель инновационного образовательного проекта
Основной целью инновационного образовательного проекта в ДОУ является воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края, семьи, ценностей семейных отношений. Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи инновационного образовательного проекта
- Развивать познавательную и творческую активность, познавательную мотивацию и эмоциональную отзывчивость. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Воспитывать у дошкольников любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку-матери. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, интереса к самобытной русской культуре, своему Отечеству. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
- Формировать умение проявлять заботу о родных людях. Воспитывать нравственные качества личности: честность, доброжелательность, отзывчивость. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
- Формировать представление о семейных традициях, семейных ценностях, обогащать активный словарь детей.
- Создавать в ДОУ условия разнообразного по содержанию и форме сотрудничество с семьей. Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению детей с миром семейных традиций, значимости семьи в жизни человека.
Принципы взаимодействия:
- целенаправленность;
- системность;
- доброжелательность;
- открытость;
- плановость;
- дифференцированный подход к работе с родителями.
Практическая часть
Исследовательская деятельность осуществляется по следующим этапам:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы
- анкетирование «Семейные традиции в вашей семье»
- занятия с включением проблемных ситуаций
- комплексные блочно — тематические занятия
- интеграция: частичная и полная
- метод проектов, как метод развития творческого мышления.
Форма работы с детьми
- Организованная образовательная деятельности по ознакомлению с окружающим
- Исследовательско-творческая деятельность (игры, драматизации и т.д.)
- Ролево-игровые (проект с элементами творческих игр, где дети сами решают поставленные проблемы)
- Информационно-практико-ориентированные
- Творческие (праздники, выставки, газеты, альбомы).
Содержание инновационного образовательного проекта
Проект содержит три раздела мероприятий. Каждый раздел имеет свою цель.
Первый раздел — «Семейные традиции и ценности»: мероприятия направленные на ознакомление с историей возникновения родной семьи, традициях, возникновения родного края.
Второй раздел — «Слушаю, представляю, творю»: мероприятия по развитию детского творчества. Этот раздел включает организацию конкурсов рисунков, поделок, инсценировок сказок, лепку, и т.д. Через творческую деятельность ребенок способен глубже чувствовать этническую культуру, ценности, самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы в различных видах деятельности.
Третий раздел — «Мой край родной — моя Семья». Данный раздел включает в себя выставочную, рекламную и издательскую деятельность (тематические выставки, буклеты и т.д.), которая познакомит детей и родителей с литературой по этой тематике. Мероприятия данного раздела направлены на создание условий для развития интереса к культуре, быту и ценностям населения родного края.
Работа с детьми
Предварительная работа:
- Чтение народных сказок, былин, песенок.
- Заучивание стихов, частушек, загадок.
- Слушание песен, музыки.
- Беседа о быте, обычаях семей, разных народов Поволжья.
- Сбор, рассматривание предметов быта.
- Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.
Последующая работа с детьми складывалась из:
- Расширение представлений об окружающем мире; о традициях и культуре русского народа, знакомство с понятием «Что такое семья», родословной
- Внесение альбома «Семья», рассматривание его
- Игры- драматизации
- Просматривание сказки-мюзикла «Мама»
- Разучивание и показ пальчикового театра «Красная шапочка»
- Внесение атрибутов и изготовление декораций к театрам
- Аппликации, рисование, лепка по теме
- Чтение народных сказок, песен работа над интонацией
- Рождественские посиделки
- Проведение КВН, создание герба семьи
- Посещение музеев
- Проведение дидактических игр по развитию речи
- Заучивание загадок, пословиц о матери, семье, Родине
- Макетирование «Русская изба»
- Итоговое занятие «Минута славы».
Взаимодействие с родителями
- привлечение родителей к изготовлению книг о семье и ценностях
- атрибутов к играм
- участие в выставках рисунков
- посещение музеев
- изготовление кукол в национальных костюмах, альбомов «Моя родословная»
- консультации «Создание пространственной среды в группе детского сада и в семье»
- анкетирование, тренинги, участие в проектной деятельности.
Проектное обучение можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии с окружающей средой. И первым в этом взаимодействии являются родители наших детей. Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ, педагога отдельной программы, как единства системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижения целей.
Ожидаемые результаты:
- Возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
- Получение дополнительных знаний о народах населяющих нашу область, развитие интереса к их культуре.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Развитие толерантности.
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и к самому себе.
- Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.
- Приобщение ребенка к национально-культурному наследию.
- Приобщение к ознакомлению и следованию традициям и обычаям предков. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей.
|