Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование духовно — нравственных понятий у детей младшего дошкольного возраста посредством развития эмоциональной сферы
Нравственное воспитание
Автор: Калмыкова Анна Михайловна   
06.12.2022 06:55

Формирование духовно — нравственных понятий у детей младшего дошкольного возраста посредством развития эмоциональной сферыФормирование духовно — нравственных понятий у детей младшего дошкольного возраста посредством развития эмоциональной сферы

Калмыкова Анна Михайловна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Колосок», г. Михайловка, Волгоградская область

Как у малышей заложить основы духовно-нравственных ценностей, ведь сознание ребенка от года до трех лет только-только формируется, только-только происходят какие-то первые взаимосвязи, которые в основном отталкиваются от эмоций.

 

В раннем возрасте дети уже умеют демонстрировать большой спектр эмоций: радость, страх, горе, интерес, восторг, гнев и другие. Особенности психического развития ребенка от года до трех лет в том, что эмоции настолько глубокие, что их трудно подавлять. Ребенок еще не умеет сдерживаться. Для него любое переживание имеет одинаковую эмоциональную силу. Дело в том, что мозг малыша воспринимает любое состояние как постоянное. Взрослому это тяжело понять. Например, вы хотите есть. Вы отлично понимаете, что нужно только добраться до дома или до какой-нибудь столовой, где вы сможете покушать. Мозг осознает голод как временное состояние. Малыш же, наоборот, может от голода впасть в сильную тревогу, истерику, плач. Его сознание воспринимает сиюминутный дискомфорт как постоянный. Ему кажется, что голодным он будет чувствовать себя всегда. Дело в том, что у детей раннего возраста еще недостаточно опыта для решения таких ситуативных задач. Поэтому детские слезы такие искренние, а переживания такие глубокие. То же самое происходит и в моменты радости. Но нельзя делить эмоции на плохие или хорошие. Каждая эмоция важна для организма. Даже злость, гнев нужные эмоции. Только важно научить ребенка экологически правильно выражать их, не направлять на других людей, не причинять боль.

Конечно, во многом на эмоциональное развитие крохи влияет домашняя атмосфера. Дети улавливают мимику, жесты, чувствуют перемену настроения родителей. Поступив в детский сад, малыши попадают в общество других детей и взрослых, освоившись, начинают вести себя так, как привыкли дома, как научились от своих родителей. Прекрасно, если дома царит любовь и взаимопонимание, но мы с вами знаем, что во многих семьях эмоциональный климат оставляет желать лучшего. Поэтому воспитателям важно понимать ценность детских эмоций, их значимость для нормального функционирования психики. Каждый день педагог должен заботиться о положительном эмоциональном фоне воспитанников.

Эмоция сама по себе ситуативная. Ее можно сравнить с воздушным шариком, который либо лопнет, либо сдуется. Проще говоря, на одних эмоциях далеко не улетишь. Поэтому педагогу важно уловить момент, когда от эмоций переходить к поступкам, от поступков к формированию духовно-нравственных понятий о добре и зле, жадности и щедрости, справедливости, чести.

У нас в ясельной группе давно уже живет такой персонаж, как матушка Матренушка. Работа с ней особенно актуальна в период адаптации ребенка к детскому саду. Эта куколка, как мама, олицетворяет собой добро, ласку, сочувствие. Она может пожалеть и обнять своими длинными ручками, утереть слезы, порадовать сюрпризом из своей сумочки. Есть у нас и другой персонаж — это дедушка Матвей. Он стал прообразом таких качеств, как мудрость, смелость, честь, сила воли и сила духа, вера в добро, патриотизм.

Приведу вам несколько примеров взаимодействия с этой куклой. В группе я целенаправленно веду работу по развитию эмоций у дошкольников. Мы с детьми часто рассматриваем плакат с изображением различных эмоций, играем в игры «Покажи эмоцию», «Угадай эмоции». Говорящие дети уже могут называть их. Поэтому в таком режимном моменте, как «Утро добрых встреч», я беру лавочку, сажаю дедушку и говорю: «Ребята, дедушка Матвей пришел узнать, какие эмоции вы сегодня переживали?» Кто-то из ребят расскажет, что ему было грустно при расставании с мамой, кто-то о своей радости, что он вновь встретил своего друга и будет с ним играть, кто-то о страхе, когда увидел большую собаку. Обращаю внимание на неговорящих малышей, предлагаю вспомнить, какие эмоции проявляли они? Дети охотно все рассказывают дедушке Матвею.

Начиная с возраста 2 лет, малыши стараются получать удовлетворение от своей деятельности. Появляются новые эмоции, такие как гордость за достижения, желание быть первым, играть именно с этой игрушкой и именно сейчас. И тут дедушка Матвей выступает в роли справедливого судьи, который оценивает хорошие и плохие поступки. Например, убрал ребенок за собой игрушки — дедушка Матвей, радуется, улыбается. Стукнул товарища – дедушка не доволен, расстроился, насупился.

Интересный случай у нас был с девочкой Зариной. Сама маленькая, а из дома приносила огромный пакет с игрушками и ходила с ним весь день, не выпуская из рук. На просьбы показать, что там у нее в этом пакете, не реагировала. Естественно, я обращала внимание детей на то, что дедушке не нравится такое поведение Зарины. Ведь у нас правило: «Если ты пришел в садик с игрушкой, то будь готов поделиться с ребятками. Если не делишься, то не приноси свои игрушки вообще». На следующий день Зарина опять приносит пакет. Я обыгрываю ситуацию, что дедушке Матвею, да и всем ребятам очень интересно посмотреть, что у нее там в пакете. Дедушка (голосом воспитателя) просит: «Зарина, ты такая милая девочка, покажи нам, пожалуйста, свои игрушки». И Зарина разложила свои игрушки, показала, но поиграть никому не дала, выражала бурю негодования на попытки детей потрогать игрушки. Дедушка Матвей поблагодарил ее за то, что она показала содержимое пакета, но на лавочку сел отвернувшись. Создаю проблемную ситуацию: «Почему так?» Дети рассуждают. Так как у меня группа смешанная (и ясельный возраст и второй младший), то те дети, которые по старше быстро находят причину: «Зарина не поделилась! Не дала поиграть в свои игрушки!» На другой день Зарина опять в саду со своим пакетом. Я демонстративно оглашаю, что дедушка Матвей не может повернуться, не может посмотреть на хорошеньких мальчиков и девочек, не может терпеть, когда жадничают. Читаю стихотворение Нины Найденовой про мальчика Витю, который «Ничего тебе не дам! Я во все играю сам!» Проходит время, видно, что у Зарины начался процесс переваривания в голове, тут еще малыш действует на психику, ходит за ней по пятам, больше не за ней, а за пакетом. И, о чудо! Зарина высыпала из пакета свои игрушки и позволила детям в них играть, а сама побежала к дедушке Матвею и громко заявила: «Деда, я поделилась!» Конечно, у меня буря положительных эмоций. Все расхваливаем Зарину, какая она молодец, какая она хорошая девочка. У меня победа: мой методический прием сработал, а у ребенка своя победа: сила воли поборола чувство жадности, и от этого приятные эмоции от похвалы, и радость, что дедушка Матвей наконец-то повернулся к ребятам. В последующие дни закрепляем правило: «Поделиться своими игрушками».

Вот так дедушка Матвей помогает мне и в работе с остальными детьми, и в формировании других нравственных качеств.

Вместе с моими кукольными помощниками мы в нашей группе наполняем хорошими поступками «Сундучок добрых дел». Я записываю или по возможности зарисовываю, чтобы малышам было более наглядно, кто, когда, совершил добрый поступок. И в конце недели наш сундучок светится (особенно наглядно это было в зимние вечера, когда темнело рано). Мы вспоминаем все наши хорошие дела, обобщаем, сравниваем похожие, сопоставляем, что хорошо, а что плохо, учимся анализировать. А иногда дедушка Матвей презентует детям конфетки добра. Съешь и станешь добрым, сильным, смелым и т.д. в зависимости от целей недели. От положительных эмоций у младших дошкольников появляется устойчивая мотивация к добрым делам, а значит и прочная основа для формирования духовно-нравственных качеств.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год