Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доброта – она от века украшенье человека
Нравственное воспитание
Автор: Пугачева Татьяна Сергеевна Наумова Анна Анатольевна Желтова Наталья Валерьевна   
27.07.2022 18:03

Доброта – она от века украшенье человекаДоброта – она от века украшенье человека

  • Пугачёва Т.С, воспитатель
  • Наумова А.А., воспитатель
  • Желтова Н.В., педагог-психолог

МБОУ «Детский сад №38» г. Усолье — Сибирское, Иркутская область

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В. М. Сухомлинский)

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Взаимоотношения с другими составляет основную часть человеческой жизни, являясь центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяя нравственную ценность человека. В первую очередь оно зарождается в детском возрасте, с развитием ребенка, развивается и данное чувство. Опыт первых отношений можно назвать фундаментом, основой для дальнейшего полноценного развития личности дошкольника, и во многом определяет особенности самосознания и саморазвития человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствие в обществе. Эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

 

Скачать презентацию

Сегодня педагогические возможности семьи претерпевают серьёзные изменения: педагоги дошкольного образования отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение её роли в процессе первичной социализации ребёнка. Положение о том, что родители несут ответственность за воспитание своего ребёнка, а отдельные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность является основанием современной философии взаимодействия семьи и детского сада. Родителям необходимо помнить, что детский сад – это только помощник в воспитании ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательного процесса. Тем не менее, воспитатели вынуждены самостоятельно проводить постоянную серьёзную работу по выбору форм, средств и методов работы с родителями дошкольников, выстраиванию технологии взаимодействия с ними.

А.С. Макаренко писал, что семьи бывают, как и хорошие, так и плохие и поручиться за то, как они воспитывают детей, мы не можем и поэтому должны организовать семейное воспитание. Если хотя бы один из субъектов не участвует в образовательно-воспитательном процессе, то деятельность другого оказывается напрасной. Если ребёнок дома видит проявления злости по отношению к окружающим, то никакие усилия педагогов детского сада не сделают его добрым и отзывчивым и наоборот, если педагог будет проявлять неуважения по отношению к детям, взрослым, то ребёнок будет испытывать затруднения в усвоении принципов доброты и отзывчивости. В соответствии с этим свою работу по нравственному воспитанию, воспитанию доброты и отзывчивости у детей, мы решили строить в тесном контакте с семьями воспитанников. Поставили перед собой цель: привлечь родителей к активному участию в деятельности детского сада по воспитанию доброты и отзывчивости.

Работа с родителями — это сложная, но важная часть деятельности педагога. Весь процесс работы построен через понимание, уважение, общение на равных, где никому не принадлежит ведущая роль, где нет контроля и оценивания.

Прежде чем начать работу по нравственному воспитанию детей, совместно с педагогом-психологом провели мониторинг, который позволил выявить проблемы социально-коммуникативного развития детей. Данный мониторинг совокупности с анкетированием родителей показал, что, к сожалению, семьи воспитанников являются слабым звеном в формировании доброты и отзывчивости. Большинство родителей не знают, что именно в дошкольном возрасте начинают формироваться социальные нормы.

Исходя из выявленной проблемы нами был составлен план совместной деятельности педагогов с родителями по теме «Дорогою добра». Мероприятия включались в этот план согласно интересам и потребностям родителей, и возможностям педагогов. В план были включены, а затем и реализованы различные формы работы с семьями воспитанников.

На групповом собрании мы познакомили родителей с предстоящей работой по обозначенной теме, предложили стать активными участниками.

Во время индивидуальных педагогических бесед осторожно, корректно разговаривали с родителями об особенностях их детей, о климате и отношении домочадцев в семье, о семейных традициях.

Были проведены консультации и оформлены стенды: «Добро начинается с семьи», «Доброе сердце», «Учимся доброте и отзывчивости», «Семейные традиции», «Как научить ребенка беречь и любить природу», «Воспитание любви к родному краю в детском саду и в семье», «Как воспитать патриота», «Роль семьи в воспитании доброты и отзывчивости».

Во время круглого стола «Учим творить добро» многие папы и мамы говорили о том, как в их понимании, нужно учить ребёнка доброте и отзывчивости и вообще стоит ли этим заниматься. В диспутах стоит ли учить ребёнка состраданию, милосердию пришли к общему мнению – конечно, стоит.

После этого родители увидели в нас единомышленников и стали активно участвовать в различных мероприятиях

Так с успехом были оформлены фотовыставки «Я помощник», «Чудо с грядки», «Мой четвероногий друг». Многие родители приняли активное участие в изготовлении буклетов «Как вырастить ребенка вежливым», информационных листов «Читаем добрые сказки на ночь», «Какие мультики учит нас добру?», «Давайте говорить друг другу комплименты!», которые пополнили развивающую предметно-пространственную среду в группе, и дети с удовольствием их рассматривают в свободной самостоятельной деятельности, показывают своим друзьям фотографий, обсуждают, что на них происходит. Все мы стремимся, чтобы детям было комфортно и уютно в группе. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей были оформлены «Уголок юного патриота», «Уголок мой родной край».

Родители проявляют творчество и фантазию, что ярко видно в изготовленных макетах и пособиях ( «Космос», «В деревне», «Город, в котором мы живём», «Животные Прибайкалья», «Озеро Байкал» и др.).

Самым ярким и запоминающимся стало мероприятие «Новогодний адвент–календарь», которое прошло в течение декабря. Родители и здесь не остались в стороне, они помогали детям изготовить открытки для соседей, оформить карнавальную маску, кормили птиц в парке, учили скороговорки и стихи.

С цель воспитания патриотических, нравственных чувств наша группа принимает участие во всероссийских и муниципальных акциях: «Подари улыбку», «Голубь Мира», «Дай лапу-друг», «Цветок доброты» (изготовление сувениров для людей пожилого возраста), «Окно Победы», «Безымянный полк».

Хорошей традицией, имеющей большой воспитательный эффект стало написание писем, ребятам, которые болеют. С помощью рисунков ребята сообщают своим товарищам о всех садовских новостях и желают им скорейшего выздоровления.

Ребята нашей групп очень любят ходить в гости в соседнюю группу к малышам, здесь они учат младших товарищей играть в ролевые игры, помогают им лепить, рисовать, выполнять аппликации. Часто мы с детьми устраиваем для них концерты, изготавливаем книжки-малышки. Наши мальчишки и девчонки любят помогать одеваться малышам на прогулку. Они ощущают себя взрослыми и горды тем, что приносят пользу.

Родители привлекаются к организации праздничных мероприятий ( «День спасибо», «Верные друзья», «День народного единства», «День матери», «Богатыри — защитники Отечества», «8 Марта», «День смеха», «А у наших у ворот, развеселый хоровод», «День победы», «Дружат дети всей Земли», «День рожденья Малыша», «Деревня Простоквашино»). Мамы с бабушками оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании репертуара, исполняют роли в совместных спектаклях.

Наши родители сопровождают нас во время экскурсий — на станцию юных натуралистов, в библиотеку, в музей природы.

Нами разработан и с успехом реализуется совместный проект «Мои родные просторы», в рамках, которого прошли акции — «Чистый город», «Посади дерево», «Сделай кормушку», «Накорми птиц зимой», способствующие воспитанию доброты по отношению к животным и природы в целом.

Некоторые семьи в рамках этого проекта изготовили лэпбуки — «Мой край — Иркутская область», «Профессии нашего города», «Старое и современное Усолье-Сибирское», что помогает в воспитании любви к родному краю у дошкольников.

Оформлен фотоальбом «Давайте познакомимся». Рассматривая фотографии, мы знакомим детей с семейными традициями, профессиями родителей, с местами отдыха нашего края.

Доброй традицией нашей группы стали субботники по благоустройству прогулочного участка. Папы и дедушки помогают в строительстве малых форм. Ими были построены самолёт, паровоз, беседка. А мамы и бабушки делятся цветочной рассадой и оформляют клумбы.

Традиционно проводятся выставки по каждому времени года. Осенью — «Щедрая осень», «Чудо с грядки»; зимой — «Новогодняя игрушка», «Снежинка-веселинка»; весной — «Встречай птиц», «Журавушка»; летом — «Лето Красное». Родители вместе с детьми являются активными участниками. Лучшие работы отправляются на различные конкурсы, почти все работы отмечены дипломами и грамотами. Все это вызывает у ребят и родителей чувство заинтересованности и радости от достигнутых результатов.

Проанализировав свою работу по взаимодействию с семьями по воспитанию доброты и отзывчивости, мы пришли к выводу, что у ребёнка невозможно развить эти качества без совместного участия родителей и педагогов. Необходимо убедить пап и мам научиться понимать своего ребенка, помогать во всем. Только благодаря совместной деятельности, мы– педагоги и родители научим детей доброте и отзывчивости. У нас одна цель- воспитывать будущих созидателей жизни.

Список литературы:

  1. Агавелян, М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  2. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. — СПб.: КАРО, 2009. — 296 с.
  3. Носова, Е. А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей / Е. А. Носова, Т. Ю. Швецова. — СПб.: Детство-пресс, 2009. — 80 с.
  4. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб, пособие / В. В. Чечет. — Мозырь: ООО «Белый ветер», 2003. — 292 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год