«Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством правополушарного рисования, на примере сказок». |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Иванова Валентина Борисовна | |||
08.05.2022 18:43 | |||
«Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством правополушарного рисования, на примере сказок». Иванова Валентина Борисовна МБДОУ № 104 г. Томск Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенка нужно навести на умение отличать хорошее от плохого, именно навести на самостоятельное понимание отчленения хорошего от плохого. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды. [9, С.71] Именно взрослый, может преподнести сказку так, чтобы раскрыть все ее истинные посылы и морали автора, а если же мы будем рисовать эту сказку «волшебным способом», то данный вид рефлексии надолго запечатлеется в памяти у ребенка. [14, С.25] В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение, родители меньше читают ребенку сказки, в частности народные. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. [8, С.34] Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки. Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день. Целью данной работы является поиск инновационной техники изучения и приобщения дошкольников к воспитанию духовно- нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок с помощью техники правополушарного рисования. Основной задачей моей работы является рассказать о новом, инновационном способе техники рисования, с помощью которого, можно оставить в памяти ребенка длительные воспоминания, и таким образом формировать восприятие, моральных моментов в сказке. Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:
Посмотрите пожалуйста на данного снеговика, который нарисован в технике правополушарного рисования. Да, такое изображение может сделать каждый. Основным секретом правополушарного рисования является работа правого полушария, которое отвечает в головном мозге за творчество, вдохновение, левое полушарие, которое отвечает за буквы, и цифры, остается у нас не привлеченным. Если в рисовании обоими полушариями мы думаем о том, что солнце рисуем с прямыми лучами и круглой формы, то в правополушарном рисовании у нас не будет четких границ, и мы рисуем мазками. Но главное волшебство наступает, когда мы начитаем рисовать фон. Правополушарное рисование – это система, которая помогает людям менять свою жизнь, раскрывать свои внутренние ресурсы, возможности. Благодаря правополушарному рисованию, человек учится иначе смотреть на привычное и находить новые пути решения своих задач. Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Рисунки в этой технике практически невозможно испортить, что всегда создает ситуацию успеха, кроме того, используются доступные для каждого ребенка простые приемы: тычки, мазки, брызганье. Данные приемы будут с легкостью даваться не только старшим ребятам, но и ясельная группа с удовольствием поучаствует в данной веселой работе. Методика правополушарного рисования основана на физиологических особенностях головного мозга. Художники, создающие картины в этой технике, уверены, что именно из-за неумения переключать направленность импульсов мозга во время творческого процесса, многим новичкам не удается рисовать изображения, соответствующие выбранному им стилю. Понимая основные принципы этого метода изобразительного искусства, любой человек, вне зависимости от его возраста, сможет научиться красиво рисовать, не имея при этом творческого опыта. Рассматриваемая методика была разработана в 70-х гг. XX в., но особую популярность она приобрела только в 2000-х гг, а в 2021 г. начала набирать колоссальные обороты В рамках рассматриваемой методики изобразительного искусства художники создают рисунки пальцами, рисуют, абстрагируясь от осознания границ рабочей плоскости, создают соответствующую атмосферу с помощью прослушивания специальных музыкальных, книжных композиций и выполнения дыхательных упражнений. Юные художники погружаются в волшебный, неизведанный мир чудес, которые они создают сами! Данная техника дает возможность заинтересовать дошкольников не только к рисованию, но и чтению книг, посредством того, что изначально они изучают сказку, после обсуждают ее, а после рисуют волшебным способом главного героя, или основную мораль. Литература:
|