Нравственное воспитание в детском саду и семье. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Шипигина Марина Геннадьевна | |||
30.12.2020 19:28 | |||
Нравственное воспитание в детском саду и семье. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой нравственного развития ребенка. Общение ребенка с родителями происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье, ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними и бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, занимающиеся различными профессиональным трудом, — все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей на детей постоянно: отец и мать воспитывают и тогда, когда не делают этого намеренно, — своими поступками, высказываниями и т.д. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям. Поэтому одна из важных задач детского сада – педагогическое просвещение родителей.
Прочно бытует представление, что нравственные качества появляются у ребенка с возрастом. «Вырастет – начнет понимать», — надеются родители, упуская наиболее благоприятное время для формирования нравственных чувств, навыков и привычек поведения. Поэтому необходимо вооружить родителей знаниями, которые помогли бы им целенаправленно воздействовать на становление личности ребенка, активно используя для этого все имеющиеся в семье возможности. Мы воспитатели должны хорошо представлять социальную роль семьи в нашем обществе, тенденции ее развития, присущие ей настоящее время особенности. Одной из таких особенностей является новая роль женщины – матери в семье. Те права на участие в культурной и общественно политической жизни, которая получила женщина, повысила ее роль как воспитательницы детей, организатора жизни семьи. В. А. Сухомлинский считал, что, воспитывая у детей любовь к матери, педагог решает несколько важных задач – формирует у детей чуткость, отзывчивость, ответственность. В свою очередь я прошу мам внимательно отнестись к детским вопросам, доступно рассказать им, что они делают на производстве, в учреждении, подчеркнуть, какое значение имеет их труд для всех людей. Осознанию детьми роли материнского труда в семье и обществе способствует также чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Я. Яким «Мама», Е. Благинина «Посидим в тишине» и др. Новая роль женщины – матери в семье и обществе повлияла на семейные взаимоотношения, потребовала и то отца непосредственного участия в воспитании детей. Согласованное воспитание ребенка свидетельствует об ответственном отношении отца и матери к своему родительскому долгу, является показателем хороших семейных взаимоотношений, необходимых для правильного нравственного развития ребенка. В детском саду мы проводим специальные собрания и семинары разного уровня, привлекая их к участию в конкурсах игрушек – самоделок, в спортивных развлечениях и др. Тем самым пропагандируя положительный опыт семейного воспитания, умеющих привить детям любовь к коллекционированию, изготовлению полезных в домашнем обиходе вещей, к туризму, и т.п. Работа пап в составе родительского комитета приобщает их к делам и заботам группы и учреждения, приближает к интересам детей, благотворно влияет на отношение других пап к вопросам воспитания. Многие современные семьи, особенно городские, состоят из двух поколений. Поэтому дети лишены возможности достаточного общения с родственниками, не привлекаются к взаимопомощи, к заботе о престарелых, характерных для большой семьи, включающей несколько поколений. Те знания, которые дети получают в детском саду о необходимости уважать старость, оказывать помощь пожилым людям, проявлять заботу о них, не подкрепленные жизненной практикой, остаются лишь знаниями, поэтому я обращаю внимание родителей на важность расширения опыта заботливого отношения ребенка к старым людям, используя для этого соответствующие жизненные ситуации. Общение в семье всегда происходит на эмоциональной основе, переживания кого – либо из членов семьи не оставляют равнодушными остальных. Такое сопереживание важно для нравственного развития ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким. Именно на почве такого содержательного общения между родителями и детьми вырастает взаимопонимание, доверие, формируются нравственные чувства и представления ребенка, обогащается его нравственный опыт. В ходе бесед с родителями разъясняю важность общения с детьми, рекомендую игры, занятия, беседы, которые родители могут провести с детьми дома. Особенно важен для нравственного воспитания детей труд вместе с родителями – бытовой, в природе, по изготовлению игрушек и различных поделок, труд, направленный не только на благо семьи, но и других людей: благоустройство двора, починка игрушек для детского сада, изготовление пособий и т.д. С приходом весны порекомендовала родителям вместе с детьми сделать скворечник для птиц, сеять траву и сажать цветы и др. Проводимые регулярно, эти хорошие дела окажут самое благотворное влияние на детей. Провести с детьми экскурсию возложение цветов к памятнику приуроченного к 70-и лети Великой отечественной войны. В целях педагогического просвещения родителей, воздействия на семейное воспитание использую как индивидуальные, так и коллективные формы работы: посещение семьи, беседа, консультации, родительские собрании и открытые дни в группах. Это помогает нам воспитателям сосредоточить внимание на самом существенном, глубже понять особенности воспитания в данной семье, выявить положительный опыт семейного воспитания. Эти формы дают возможность показать родителям работу воспитателя, методы обучения и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь группы позволяет родителям увидеть своего ребенка в коллективе. И несомненно были правы те, кто сказал:
|