В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Скачать презентацию
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой программе «От рождения до школы» под ред. М.А Васильевой мной была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста . Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям: - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д. - воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей. - развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам. Средства реализации поставленных задач: - развивающая предметно – пространственная среда; - развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение); - метод детских проектов. В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен, быть сориентирован на: -Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; -Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; -Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание. Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Комплексно-тематическое планирование я составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Работая по ознакомлению дошкольников с символикой Российского государства, я поставила перед собой следующие задачи: - формирование положительного эстетического восприятия Государственных символов нашей страны. - формирование элементарных представлений об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, гимна, о символическом значении цветов и образов (орел, всадник) - развитие познавательных интересов - воспитание патриотизма, уважительного отношения к государственной символике. Знакомя дошкольников с символикой Российского государства, я учитывала возрастные особенности детей. Работать по данному направлению уже начала со 2 младшей группы. Малышам доступно наблюдение вывешенных на зданиях государственных флагов России. В процессе наблюдений малыши постепенно запоминают цвета и расположение полос на Российском флаге. В старшей группе познакомила с картой страны, глобусом. Показала, как читать карту. Рассказала, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура. Свои отличительные символы (флаг, герб, гимн). В процессе бесед закрепила знания детей о функциональном значении герба, флага, гимна, о символичном значении цветов и образов. Для чего нужны стране отличительные знаки. Подвела детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты – Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на планете. Планирую , с детьми подготовительной к школе группе работу расширить и разнообразить. В группе создана предметно- развивающая среда: уголок нравственно – патриотического воспитания, в котором имеются плакаты с изображением флага, герба; кассета с записью гимна России, альбомы с изображением родного города Борисоглебска, Москвы – столицы Родины, есть книжный уголок, в котором соответствующая литература. А так же имеется методическая литература по данному направлению, которую я использую в работе с детьми. Я считаю, что наиболее доступен для детей подход к ознакомлению с государственными символами на основе песенного, сказочного фольклора, русского декоративно – прикладного искусства, так как детям близки и понятны сказочные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственных герба и флага. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомила детей с элементарными сведениями об истории происхождения Российского флага, государственного герба нашей страны, формировала представления о символическом значении цветов и образов («Государственная символика России»); формировала элементарные представления о существовании различных видов гербов и эмблем («Гербы и эмблемы»). В результате дети приобрели определенные знания, умения и навыки, которые применяют в продуктивной деятельности. Например: рисовали герб нашего города, эмблему своей группы, конструировали из бумаги флаг России, лепили из пластилина орла («Витязь на коне») и др. Работу по ознакомлению с государственной символикой планирую в утренние часы: читаем сказки, былины о подвигах русских богатырей, рассматриваем иллюстрации с изображением флага, герба. Проводим беседы на темы: «Что означают цвета Российского флага?», «Где можно увидеть изображение флага, герба России?» (на зданиях, машинах, самолетах, монетах, документах), «Зачем нужен стране герб и флаг?» и т.д. В вечерние часы играли с детьми в дидактические игры, такие как: «Найди флаг России», «Найди среди гербов разных стран герб России», «Собери флаг, герб России», «Сложи узор на щите» и т.д. Во время прогулок проводила экскурсии по городу, в ходе которых обсуждали встречающиеся символы (пешеходный переход, аптека, парикмахерская) и.тд. обращали внимание на государственные символы (флаг, герб). Играем в подвижные игры «Соберись у стяга», «Знаменосец» и др. На мой взгляд, интересными формами работы с детьми по ознакомлению с Государственной символикой являются викторины, досуги на темы: «Государственная символика России», «Русские богатыри» и т.д. Моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Чтобы выяснить их интерес к данной теме, провела анкетирование «Что вы знаете о государственных символах России?». Родители принимают активное участие по созданию предметно-развивающей среды в группе. Для родителей организуем выставки детских работ. В папках-раскладушках имеется материал на данную тему «Знакомим дошкольников с символами Российского государства». Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям, культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провела занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д. На будущее планирую более углубленно изучить с детьми работу по данному направлению, предложить родителям поучаствовать в изготовлении эмблемы семьи.
Опираясь на свой опыт работы, я хочу предложить вам конспект непосредственно – образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе.
«Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ» ( с использованием ИКТ) Цель: довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошкольников правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека. Области образования: познание, социализация, музыка, художественная деятельность, здоровье, художественная литература, Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, президент, выбор, голосование. Материалы и оборудование: Символика России: флаг РФ, герб, карта, портрет Президента РФ, свидетельство о рождении ребенка, альбом «Права детей в картинках», иллюстрации к сказкам: «Кот, лиса и петух», «Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросенка», «Буратино», «Айболит», перфокарты «Права и обязанности» Предварительная работа: Разучивание гимнастики «Российская семья» (упражнение на координацию речи с движением). Ознакомление детей с государственными символами нашей Родины. Разучивание стихотворений (индивидуально) «Флаг России», «Герб России».
Ход непосредственно-образовательной деятельности Воспитатель: – Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия) Ребята, посмотрите на карту России, как велика и необъятна наша Родина! в ней много озер, морей и рек. Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей. Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои названия, как и мы с вами имена и фамилии. Ребята, а давайте подумаем и вспомним, чем отличаются государства друг от друга? (Языком, на котором говорит народ, природой, обычаями, традициями). Как и мы отличаемся друг от друга именами и фамилиями, цветом волос и глаз, так и у всех государств есть свои отличительные знаки – это Государственные символы - гербы и флаги. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг и гимн). - Сегодня мы вспомним эти символы. Российский флаг – трехцветное полотнище, символизирует нашу Родину. Он развивается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников и соревнований. Защищать честь флага – значит защищать честь своей Родины. Слайд №1 Слайд №2 Герб – это знак отличия, эмблема государства. Посмотрите внимательно на наш герб, что вы видите? (ответы детей). На гербе России изображен орел с двумя головами. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: скипетр и державу. На щите изображен всадник на белом коне Георгий Победоносец. Он побеждает дракона, что означает победу добра над злом. Орел – это символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился 500 лет назад Ребята, давайте вспомним, что означают цвета российского флага. А помогут нам в этом наши друзья - (имена детей) . Слайд №3 Дети: читают стихотворения В. Степанова: "Флаг России" Три полоски флага – это неспроста: Белая полоска – мир и чистота, Синяя полоска – это цвет небес, Куполов нарядных, радости, чудес, Красная полоска – подвиги солдат, Что свою Отчизну от врагов хранят. Он страны великой самый главный знак – Доблестный трехцветный наш российский флаг!
"Герб России" У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог Сильный, мудрый он и гордый, Он – России дух свободный. Воспитатель: Ни одно важное событие страны не обходится без этих отличительных флагов. Граждане нашей страны гордятся своим гербом и флагом. И вы тоже являетесь гражданами нашей необъятной Родины – России.
Гимн …………….
Пальчиковая гимнастика «Российская семья» Живут в России разные народы С давних пор, Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. Каждого народа язык свой и наряд Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой. Одни кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень Другим – милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, с какого возраста человек является гражданином своей страны? (Ответы детей.) Воспитатель: - С самого рождения ребенок является гражданином своей страны, и это его право. Вы – граждане России, россияне. В Конвенции о правах ребенка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство. Слайд №4 Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали (то есть записали) вас, дав вам имя и фамилию в специальном учреждении – ЗАГСе. Этим ваши родители как бы представили Вас государству как новых граждан и вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Слайд №5 Здесь, в этом документе записано, что вы – граждане своей страны, то есть граждане России. О Вас заботятся не только Ваши близкие и родные, с рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства.
Вниманию детей предлагается подборка слайдов по правам человека №6-12 Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, какие права есть у детей? -право на рождение - право на жизнь -жить и воспитываться в семье -право на медицинское обслуживание - право на отдых -право на образование - право на достойный уровень жизни: одежду, еду, жильё.
Физкультминутка Мы права свои все знаем (шагают) Потому, что изучаем (, часики ") И себя мы защитим, и в обиду не дадим (, Силачи ") Будем мы дружить с правами (руки в стороны) Выполнять обязанности . Для того, чтоб вместе с вами Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить)
Воспитатель: - Для чего человеку необходимо знать свои права? (Ответы детей. Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, другие государственные органы) .
Дидактическая игра «Какие права нарушены в сказках? » Воспитатель: - А вот и первая сказка, ребята (иллюстрация сказки «Кот, лиса и петух») Слайд №13 - Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Лиса нарушила право? Какое же? (ответы детей) . Воспитатель: Верно. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Посмотрите внимательно на иллюстрации и вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»). Слайд №14,15,16 Воспитатель: Рассмотрите все иллюстрации и скажите, герои какой сказки пользуются правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»). Слайд №17 - А к нам спешит другая сказка (иллюстрация к сказке «Заюшкина избушка») . Слайд №18 Воспитатель: - Интересно, какое же здесь право нарушено? (ответы детей) - «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Три поросенка»). У каждого животного должно быть свое жилище, так же как и у человека. Слайд №19 Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на иллюстрации и ответьте мне, герой какой сказки борется за право учиться, посещать школу? («Буратино») . слайд №20 Воспитатель: - Права детей записаны в специальном документе – «Декларация прав ребенка», Конвенция прав ребенка». Слайд №21 Ваши права охраняются государством. Наш президент и другие важные лица государства делают все, чтобы вы были счастливы - Ребята, а президент – это кто? (ответы детей) . Слайд №22 Воспитатель: - Президент России – это глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Быть президентом – это работа. Президент дал клятву верно служить нам, народу России. Сегодня Президентом Российской Федерации работает Владимир Владимирович Путин Воспитатель: - А кто выбирает Президента? (ответы детей) Воспитатель: - Мы, граждане России, сами выбираем себе президента.
Работа с перфокартами «Твои права и обязанности»
А сейчас еще раз повторим свои права (перекличка) 1. Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва У него уже с пеленок веские права! 2. Он имеет право жить, развиваться и дружить; 3. Иметь просторный, добрый дом 4. Видеть тихий мирный сон. 5. Врачей помощь получать, 6. Обучаться, отдыхать, 7. Быть веселым и здоровым, 8. Восхищаться чем-то новым 9. И любить, и быть любим Все: Он на свете не один!
Ребята, наше занятие подошло к концу. А закончить занятие мне хочется отрывком из стихотворения Валентина Берестова: Мы любим тебя Без особых причин: За то, что ты дочь, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней, Останется тайной опорой твоей. Пока вы маленькие, мы – взрослые защищаем вас. Но когда вы станете взрослыми, вы уже сами будете защищать своих детей.
|