Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Тарасевич Дарья Геннадьевна, Скрипко Ольга Александровна | |||
07.08.2020 18:36 | |||
Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста
Воспитатели МАДОУ детский сад №67 Саратовская область, г. Балаково Воспитание нравственных чувств не является изолированным процессом, они возникают и развиваются на основе потребностей человека, синтеза знаний и переживаний. Воспитание нравственных чувств у подрастающего поколения требует специальной работы воспитателей, специфических приемов и методов воздействия, организации жизни и деятельности детского коллектива. Важными средствами формирования нравственных чувств являются игра, трудовая деятельность, процесс обучения, коллектив учащихся. Детей дошкольного возраста с большим удовольствием включаются в творческие или ролевые игры, в военно-спортивные игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребенка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает бла-городные поступки.
Чувства доброты, заботливости, любви, к людям: наиболее успешно формируются в жизни такого детского коллектива, в котором имеется интересная, содержательная деятельность, где каждый член коллектива испытывает жизнерадостное настроение. А. С. Макаренко утверждал и на опыте доказал, что для воспитания добрых чувств в коллективе должна быть создана определенная эмоциональная атмосфера, мажорный тон. Большое внимание в своей практической деятельности воспитанию нравственных чувств уделял В. А. Сухомлинский. Он всегда стремился к тому, чтобы его воспитанники совершали благородные поступки из внутренних побуждений и переживали при этом глубокое чувство удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира... В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств». Воспитание любого нравственного качества, характеризующего отношения детей дошкольного возраста к обществу, труду, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого применяются различные формы и методы нравственного воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, направленная на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе методов относятся этические беседы, беседы на нравственные темы, лекции, диспуты по этическим проблемам, читательские конференции. Положительные мотивы, привычки нравственного поведения воспитываются с помощью группы методов, направленных на формирование устойчивого нравственного поведения. Рассмотрим некоторые формы и методы нравственного воспитания. Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися различных возрастных групп. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения дошкольников для обсуж-дения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов коммунистической нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий. В целом же можно сказать, что этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у дошкольников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь детям дошкольного возраста разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому дошкольнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний о коммунистической морали. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках. Выбор темы беседы зависит от возрастных особенностей детей. Уровня нравственной воспитанности, развития детского коллектива. Воспитатель советуется с ребятами, какие проблемы их интересуют и волнуют, что следует рассмотреть во время беседы. Воспитателю поможет «Примерное содержание воспитания дошкольников», в котором определена тематика внеклассных занятий с детьми дошкольного возраста по нравственному воспитанию. Этическая беседа проводится двумя путями индуктивным и дедуктивным. В группах детского сада лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но уже в группу детского сада можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам. Особенность проведения этических бесед в группах детского сада в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. Но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово воспитателя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит воспитателю, и он должен хорошо владеть словом. Среди форм и методов нравственного воспитания в практике работы воспитателей широко используется рассказ на этическую тему. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дошкольники пополняют свои знания о моральных понятиях, обогащают нравственный опыт поведения опытом героев рассказа, учатся с новых позиций оценивать личное поведение и жизнь коллектива. Рассказ на этическую тему по сравнению с этической беседой имеет больше возможностей воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него сопереживание героям рассказа, чувства радости и негодования. С помощью рассказа на этическую тему учитель может не только раскрывать положительные нравственные качества, но и высмеивать жадность, хитрость, предательство. В нравственном воспитании дошкольников имеет большое значение экскурсия. Экскурсии с детьми дошкольного возраста проводятся в ходе учебных занятий. Экскурсия, отмечают С.Н. Николаева, Н.Н. Рудакова, Н.А. Рыжова, И.А. Рыбалова — О.Г. Тихонова и др. — это такая форма организации обучения, которая объединяет образовательный процесс в дошкольном учреждении с реальной жизнью и обеспечивает воспитанникам через непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В то же время, экскурсия выступает и как одно из средств воспитания и обучения, т.е. приемом, способом познания дошкольниками окружающей действительности, формирования нравственных ценностных ориентаций, воспитания бережного отношения к природе, труду и, в т.ч. интереса к истории и культуре родного края. Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе несколько направлений работы с дошкольниками. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях воспитанник получает возможность ознакомиться и изучать объекты в их целостности, способность к формированию нравственных ценностных ориентаций. Успех любой экскурсии зависит от тщательной подготовки педагога. В содержание подготовки входит глубокое изучение воспитателем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит и определение цели, задач и содержания экскурсии, продумывание способов вовлечения воспитанников в активное участие в процессе экскурсии, активное восприятие окружающего, иногда привлечение к показу и рассказу специалистов, которым необходимо заранее дать соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии необходимо обратить особое внимание. Воспитатели разрабатывают план экскурсии. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняется содержание экскурсии, порядок и правила поведения детей на экскурсии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в дальнейшем по итогам экскурсии дети могут отразить свои впечатления в рисунках. Аппликации, конструировании, а также в сюжетно-ролевых играх. Экскурсия является одним из самых эффективных средств познания дошкольниками окружающей действительности, формирования нравственных ценностных ориентаций, где на конкретном материале дети получают не только конкретные знания, но и возможность выбора, между «хорошим и плохим», возможность приблизиться к природе. Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собранный материал. Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу. Экскурсии с дошкольниками проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Тематика экскурсий может быть очень разнообразна. Каждая такая экскурсия связана с трудом советских людей, с примерами героического служения советскому народу. В ходе экскурсии ребята глубже понимают и осознают такие нравственные понятия, как героический труд, коллективизм, заботливость, товарищеская солидарность и др. Встреча на экскурсии со взрослыми дисциплинирует, подтягивает ребят, дети стремятся не уронить чести группы и каждого члена коллектива. Таким образом, в общей системе нравственного воспитания подрастающего поколения сложилось много оправдавших себя на практике форм и методов формирования нравственно воспитанной личности. Особенно тесно нравственное воспитание связано с трудовым. Детский сад воспитывает у каждого дошкольника не только осознанную потребность в труде, но и высокую культуру труда, поведения, умения правильно на основе моральных принципов строить отношения в трудовом коллективе. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается: «Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действия, слова и дела».
|