Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста
Нравственное воспитание
Автор: Тарасевич Дарья Геннадьевна, Скрипко Ольга Александровна   
07.08.2020 18:36

Средства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возрастаСредства и методы формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста

  • Тарасевич Дарья Геннадьевна
  • Скрипко Ольга Александровна

Воспитатели МАДОУ детский сад №67 Саратовская область, г. Балаково

Воспитание нравственных чувств не является изолированным процессом, они возникают и развиваются на основе потребностей человека, синтеза знаний и переживаний. Воспитание нравственных чувств у подрастающего поколения требует специальной работы воспитателей, специфических приемов и методов воздействия, организации жизни и деятельности детского коллектива. Важными средствами формирования нравственных чувств являются игра, трудовая деятельность, процесс обучения, коллектив учащихся. Детей дошкольного возраста с большим удовольствием включаются в творческие или ролевые игры, в военно-спортивные игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребенка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает бла-городные поступки.

 

Чувства доброты, заботливости, любви, к людям: наиболее успешно формируются в жизни такого детского коллектива, в котором имеется интересная, содержательная деятельность, где каждый член коллектива испытывает жизнерадостное настроение. А. С. Макаренко утверждал и на опыте доказал, что для воспитания добрых чувств в коллективе должна быть создана определенная эмоциональная атмосфера, мажорный тон.

Большое внимание в своей практической деятельности воспитанию нравственных чувств уделял В. А. Сухомлинский. Он всегда стремился к тому, чтобы его воспитанники совершали благородные поступки из внутренних побуждений и переживали при этом глубокое чувство удовлетворения. «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира... В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств».

Воспитание любого нравственного качества, характеризующего отношения детей дошкольного возраста к обществу, труду, к людям и самому себе, предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого применяются различные формы и методы нравственного воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, направленная на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе методов относятся этические беседы, беседы на нравственные темы, лекции, диспуты по этическим проблемам, читательские конференции. Положительные мотивы, привычки нравственного поведения воспитываются с помощью группы методов, направленных на формирование устойчивого нравственного поведения. Рассмотрим некоторые формы и методы нравственного воспитания.

Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися различных возрастных групп. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения дошкольников для обсуж-дения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов коммунистической нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий. В целом же можно сказать, что этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у дошкольников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь детям дошкольного возраста разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому дошкольнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения на основе полученных знаний о коммунистической морали. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей.

Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Выбор темы беседы зависит от возрастных особенностей детей. Уровня нравственной воспитанности, развития детского коллектива. Воспитатель советуется с ребятами, какие проблемы их интересуют и волнуют, что следует рассмотреть во время беседы. Воспитателю поможет «Примерное содержание воспитания дошкольников», в котором определена тематика внеклассных занятий с детьми дошкольного возраста по нравственному воспитанию.

Этическая беседа проводится двумя путями индуктивным и дедуктивным. В группах детского сада лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. Но уже в группу детского сада можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в группах детского сада в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. Но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово воспитателя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит воспитателю, и он должен хорошо владеть словом.

Среди форм и методов нравственного воспитания в практике работы воспитателей широко используется рассказ на этическую тему. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа дошкольники пополняют свои знания о моральных понятиях, обогащают нравственный опыт поведения опытом героев рассказа, учатся с новых позиций оценивать личное поведение и жизнь коллектива. Рассказ на этическую тему по сравнению с этической беседой имеет больше возможностей воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него сопереживание героям рассказа, чувства радости и негодования.

С помощью рассказа на этическую тему учитель может не только раскрывать положительные нравственные качества, но и высмеивать жадность, хитрость, предательство.

В нравственном воспитании дошкольников имеет большое значение экскурсия. Экскурсии с детьми дошкольного возраста проводятся в ходе учебных занятий.

Экскурсия, отмечают С.Н. Николаева, Н.Н. Рудакова, Н.А. Рыжова, И.А. Рыбалова — О.Г. Тихонова и др. — это такая форма организации обучения, которая объединяет образовательный процесс в дошкольном учреждении с реальной жизнью и обеспечивает воспитанникам через непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении.

В то же время, экскурсия выступает и как одно из средств воспитания и обучения, т.е. приемом, способом познания дошкольниками окружающей действительности, формирования нравственных ценностных ориентаций, воспитания бережного отношения к природе, труду и, в т.ч. интереса к истории и культуре родного края.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе несколько направлений работы с дошкольниками. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскурсиях воспитанник получает возможность ознакомиться и изучать объекты в их целостности, способность к формированию нравственных ценностных ориентаций.

Успех любой экскурсии зависит от тщательной подготовки педагога. В содержание подготовки входит глубокое изучение воспитателем объекта экскурсии, место ее проведения.

В подготовку входит и определение цели, задач и содержания экскурсии, продумывание способов вовлечения воспитанников в активное участие в процессе экскурсии, активное восприятие окружающего, иногда привлечение к показу и рассказу специалистов, которым необходимо заранее дать соответствующие инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии необходимо обратить особое внимание.

Воспитатели разрабатывают план экскурсии. Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняется содержание экскурсии, порядок и правила поведения детей на экскурсии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в дальнейшем по итогам экскурсии дети могут отразить свои впечатления в рисунках. Аппликации, конструировании, а также в сюжетно-ролевых играх. Экскурсия является одним из самых эффективных средств познания дошкольниками окружающей действительности, формирования нравственных ценностных ориентаций, где на конкретном материале дети получают не только конкретные знания, но и возможность выбора, между «хорошим и плохим», возможность приблизиться к природе.

Выполнение различных заданий развивает чувство ответственности за порученную работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как естественные, так и специально созданные ситуации для воспитания у дошкольников справедливости, доброжелательности, уважения друг к другу. Он привлекает детей к оценке ответов товарищей, учит замечать успехи, радоваться им, сопереживать неудачам. Если группа разновозрастная, то педагог побуждает старших воспитанников проявлять заботу о тех, кто младше (помочь выполнить задание, пропустить вперед при наблюдении объектов). При возвращении в группу можно предложить старшим детям, особенно мальчикам, нести оборудование, а также собранный материал.

Эстетическое восприятие обостряется и углубляется, если обращаться к прошлому опыту детей, побуждать их к сравнению, анализу.

Экскурсии с дошкольниками проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Тематика экскурсий может быть очень разнообразна. Каждая такая экскурсия связана с трудом советских людей, с примерами героического служения советскому народу. В ходе экскурсии ребята глубже понимают и осознают такие нравственные понятия, как героический труд, коллективизм, заботливость, товарищеская солидарность и др. Встреча на экскурсии со взрослыми дисциплинирует, подтягивает ребят, дети стремятся не уронить чести группы и каждого члена коллектива.

Таким образом, в общей системе нравственного воспитания подрастающего поколения сложилось много оправдавших себя на практике форм и методов формирования нравственно воспитанной личности. Особенно тесно нравственное воспитание связано с трудовым. Детский сад воспитывает у каждого дошкольника не только осознанную потребность в труде, но и высокую культуру труда, поведения, умения правильно на основе моральных принципов строить отношения в трудовом коллективе. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» подчеркивается: «Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждений и действия, слова и дела».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год