Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР
Нравственное воспитание
Автор: Абраменкова Ирина Алексеевна   
13.05.2020 17:25

Сказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНРСказка, как средство эмоционально-нравственного развития дошкольников с ОНР

Нравственное воспитание важная веха в развитии ребенка и закладывается с раннего возраста. Взрослые, какими мы видим их сейчас — это результат воспитания в детстве. Дошкольный возраст — это то время, когда ребенок наиболее чувствителен к восприятию нравственных ценностей. Использование сказок для формирования нравственных чувств дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира мы все чаще встречаем примеры детской жестокости и агрессивности по отношения друг к другу, по отношения к близким людям. У детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости — происходит это под влиянием мультфильмов, которые трудно назвать нравственными. Любые сказки же, в свою очередь, обучают, воспитывают, предупреждают, учат и побуждают к деятельности, а также позволяют сохранить человеческую мораль. Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и эмоции, способствует общению, развитию речи, а также является лучшим помощником в формировании основ поведения.

Исходя из актуальности проблемы, я поставила перед собой цель: дать представление детям о том, что такое «добро» и «зло».

Я работаю воспитателем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Поведение у детей с ОНР может быть нестабильным, с частой сменой настроения, в целом это можно назвать отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, трудности в общении с окружающими и в налаживании контактов со своими сверстниками. В своей работе я стараюсь через сказки раскрыть значение понятий «добра» и «зла», формировать умение анализировать поступки сказочных героев и собственные поступки, эмоциональную отзывчивость, воспитывать чувство сопереживания героям сказки, дружеские взаимоотношения.

Для формирования эмоционально-нравственных чувств дошкольников я провожу кружковую работу «Путешествие в сказку» с учетом недельных лексических тем. Чтение сказки, на мой взгляд, один из самых распространенных методов знакомства ребенка с окружающим миром и отношениями между людьми, которые соответствуют базовым понятиям «добра» и «зла».

 

Знакомство со сказкой в сочетании с работой над лексической темой, различными видами деятельности (театрализованной, изобразительной, музыкальной), и коммуникативными играми, помогло созданию в группе эмоционально-положительного микроклимата, установлению дружеских взаимоотношений, а также, научиться быть добрыми и отзывчивыми, откликаться на эмоциональное состояние другого человека.

Использование сказок в работе с детьми ОНР позволяет развивать все стороны речи, активизировать речевое общение и создавать радостное настроение. А также развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Для более яркого восприятия чтение и обсуждение сказки проходит в группе, в уголке сказок. Выразительное чтение с применением интонации и мимики способствует лучшему восприятию сказки ребенком. Это позволяет детям представить «живой» образ персонажа. После прочтения сказки и рассматривания иллюстраций я стараюсь уделить особое внимание моральным качествам персонажей и проанализировать мотивацию их поступков вместе с детьми. В ходе беседы по сказке и обсуждении поступков героев, дети пытаются дать оценку своим и чужим поступкам, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершенных сказочными героями.

Затем, мы разыгрываем в театральной форме, понравившийся и впечатливший детей сюжет, в котором ребята исполняют роли сказочных персонажей. Например, после прочтения татарской сказки «Три сестры» мы с детьми поставили сказку для родителей.

Театральные постановки способствуют речевой активности, раскрепощению ребенка, он начинает чувствовать уверенность в своих силах и даже смелость. И, помимо этого, после прочтения сказок, дети рисуют понравившихся героев или сюжет сказки. Затем, мы делаем выставку работ в родительском уголке: дети показывают свои творческие работы и рассказывают родителям о прочитанной сказке, делятся своими эмоциями и впечатлениями, что стимулирует родителей продолжить тему внутри семьи.

Используя различные формы работы со сказкой, я добиваюсь появления живого интереса у детей. В дальнейшем, это сказывается на благоприятном формировании личностных качеств дошкольника.

Таким образом, можно выделить три этапа по ознакомлению детей со сказками:

  1. Знакомство с содержанием сказки
  2. Обсуждение сюжета и героев
  3. Изобразительная деятельность по мотивам сказки, инсценировка.

Сказка является одним из самых доступных средств для эмоционально-нравственного развития ребенка. Она внушает уверенность в торжестве правды, победе «добра» над «злом». Таким образом, мы можем говорить о потенциале сказки: для педагога это инструмент для здорового формирования личности ребенка, а для ребенка это база, формирующая личность. Я убеждена, что работу по нравственному развитию детей необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год