Взаимодействие с семьёй как фактор формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Дюсембина Нургийза Кукивна | |||
09.04.2020 19:13 | |||
Взаимодействие с семьёй как фактор формирования духовно-нравственной культуры обучающихся. Дюсембина Нургийза Кукивна воспитатель БДОУ г.Омска «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» Семья и ДОУ – два важных социальных института, и несмотря на то, что их воспитательные функции различны, есть то, что их объединяет – стремление социализировать ребенка в современную социокультурную среду. Современная социальная ситуация характеризуется интенсивным развитием информационных технологий, что отражается на жизни не только взрослых, но и детей. Так, ребенок с самого рождения подвергается настоящему информационному прессингу, проявляющемуся в росте разнообразной (и не всегда полезной) информации с каждым годом. При этом дети очень часто не готовы к ее усвоению, не всегда способны самостоятельно разобраться в этом обилии знаний, тем более что-то запомнить.
В связи с этим проблема формирования духовно-нравственной культуры обучающихся становится особенно актуальной в последнее время. Любовь к Родине, знания о родном городе, уважение к старшим и др., это то, что возможно сформировать благодаря совместным усилиям воспитателя и родителей. Взаимодействие с родителями, включение их в образовательный процесс позволяет мамам и папам лучше узнать своего ребенка, да и самих себя. Поскольку в процессе совместной деятельности, наблюдая за ребенком, они учатся понимать и принимать его таким, какой он есть. Продуктивное взаимодействие между воспитателем и родителями опосредуется новыми технологиями обучения. В своей работе я выбрала образовательные технологии, которые помогают мне качественно подойти к образовательному процессу. Первая – развивающее обучение. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. Успех и уверенность моих воспитанников высок, так как воспитатель всегда идет на помощь, он всегда рядом. Здесь же мы раскрываем индивидуальные способности, качество, талант каждого воспитанника. Не менее важным условием духовно-нравственной культуры воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Для себя я выделила проектную деятельность. Основной целью проекта является привлечение родителей и детей в проектную деятельность ДОУ. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию в условиях выполнения ФГОС ДО. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного процесса в соответствии с положениями ФГОС ДО, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия. Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах. Привлечение специалистов дошкольного учреждения: логопеда, воспитателя физической культуры, медсестры-поможет сделать проект более познавательным и ярким. Хочу сказать, что данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, т.к. дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательную деятельность детского сада. Проекты дают родителям быть ближе к своим детям, педагогам, понимать их желание и интересы. Вместе выбирали тему проекта, останавливались на той которая всем ближе, дороже. Подбирали материал, составляли ребусы, кроссворды, делали презентации, рисовали газеты. Представляю детско-родительский проект «Парки города Омска». Направлен на знакомство с парками города. Закрепить знания детей о месте, в котором они живут. Воспитывать любовь к своему городу, бережное отношение к ближайшему окружению. Экскурсии к памятникам боевой славы, памятным местам города. Их цель – давать детям представления о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу Победа, о бесстрашных героях войны и о многом другом. На таких экскурсиях дети усваивают понятия «неизвестный солдат», «героический подвиг», «Вечный огнь», «подвиг бессмертен», «минута молчания». Уверена, что данный проект способствует нравственно- патриотическому воспитанию детей, поможет им лучше узнать историю России, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну, которая внесла решающий вклад в победу над фашизмом. Интересно проходят тематические дни в детском саду. Тема одна, но в каждой группе проходит по – разному, и не только учитываются особенности детей, но и их интересы, увлечения, возможности. Технология проектирования дала положительные результаты. В итоге я добилась 100 % участия в проектах родителей и детей. Если в самом начале в проектах участвовало всего три семьи, то на данный момент участвуют все семьи. Вместе мы провели ряд проектов: проект «Все работы хороши – выбирай на вкус», проект «Здоровый образ жизни». С этим проектом участвовали в конкурсе проектов «Быть здоровым я хочу», среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Омска, в рамках информационно – просветительной компании «Здоровье-путь к успеху». Заняли 1 место. Детско–родительский образовательный проект «Познай себя». Проект «Море», где главным участником были дети и родитель-капитан большого судна, который не только рассказал, но и показал фильм о службе моряков нашей Родины. Проект по произведениям В. Бианки «Чудесный мир Бианки». Создание единой системы духовно – нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дало положительные результаты: повысился духовно нравственный потенциал педагогов, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка. Родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно – нравственное развитие детей. Список литературы:
|