Проект «Капля доброты» в младшей группы |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Мартиросян Нара Юрьевна | |||
16.03.2020 11:44 | |||
Проект «Капля доброты» в младшей группы Подготовила и правила воспитатель: Мартиросян Н.Ю. 1 кв. категория 2020 уч. год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50 «Огонек» Московская область, Дмитровский район, пос. Икша Доброта нужна всем людям, И не зря ведь есть у нас (Архипова Л. М.) “Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать! ”
В. А. Сухомлинский. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Паспорт проекта Участники проекта: дети младшей группы №4, воспитатель Тип проекта: краткосрочный Вид проекта: творческий Проект проводится: Внутри детского сада с детьми младшей группы, воспитателем. Сроки реализации: краткосрочный (2 недели). Ожидаемый результат: для детей, для родителей - Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках. -Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме. -Дети стали бережнее относится к живому миру природы. -У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку. -Для родителей оформлены рекомендации по коррекции социальных отношений у детей. -У родителей повысился интерес к жизни группы. -Расширение кругозора детей, словарного запаса, получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Актуальность проекта Нестабильность экономики, политические сложности ведут к нетерпимости и ожесточенности людей. И все это отражается в наших детях. Проявляется в детской агрессии и враждебности. Современные дети привыкли получать всё, сразу, а вот проявить любовь, уважение, сострадание, доброту — этому надо учить. Цель проекта: Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты души Задачи:
Подготовительный этап Цель: Постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «День тепла и доброты». Создание условий для реализации проекта Основной этап Цель: Создание условий для формирования Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром. Создание гармоничных отношений между детьми и родителями. Заключительный этап Цель: Создание у детей положительного эмоционального настроя. Вторник 12. 11 Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель — познакомить детей с творчеством В. В. Маяковского на примере чтения. Понедельник 18. 11 Физкультминутка — песня «Я на солнышке лежу». Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями. Вторник 19. 11 Просмотра мультфильм «Доктор Айболит» Цель — продолжать расширять представления об окружающем мире. Среда 20. 11 Чтение и заучивание потешки «Солнышко», «Солнечный зайчик». Цель- познакомить детей с новым стихотворением о солнышке. Пятница 22. 11 Лепка " Смайлики из пластилина" Цель — создать атмосферу праздника. Понедельник 25. 11 Беседа о доброте. Цель — формирование у детей понятия «доброта». Просмотр мультфильма " Что такое хорошо и что такое плохо». Коллективное рисование "Поделись своей добротой". Цели занятия Развивать навыки рисования акварелью по-сырому; Цели занятия Развивать навыки рисования акварелью по-сырому; Цели занятия Развивать навыки рисования акварелью по-сырому; Вторник 26. 11 Беседа с детьми "День матери" Цель — познакомить детей с наступающим праздником. Аппликация "Сердечко для мамы" Цель -развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к матери. Среда 27. 11 Чтение детям рассказов В. Осеевой «Волшебное слово. Цель — познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни. Пятница 29. 11 Итоговая занятие. Рисование "Голуби добра" Цель — формирование навыков работы с карандашами. Пятница 06. 12 Чтение сказки «Краденое солнце» И. К. Чуковский. Цель — формировать интерес к книгам; воспитывать умение слушать новые сказки. Среда 04. 12 Консультация (буклеты) "Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста" Цель — ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Конспект беседы с элементами игр «О доброте» Беседа о доброте. Форма занятия: беседа с элементами игр. Цели:
Оборудование: компьютер, проектор с экраном, цветная бумага для проведения игр. Структура занятия:
Ход занятия 1. Вступительное слово. - Ребята, мы сейчас с вами прослушаем песню «Твори добро». - Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? (доброте). - Да, правильно. Что по-вашему означает слово «доброта»? (ласковое, дружеское, заботливое отношение). 2. Сообщение темы и цели занятия. - Сегодня, мы с вами поговорим о доброте и узнаем зачем же человеку нужно быть добрым. Доброта – это стремление помочь людям, причем не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Доброта и сочувствие – основа характера россиян, всегда стремящихся прийти на помощь не только ближнему, но и совсем незнакомому человеку. 3. Беседа по теме занятия. - Ребята, в чем еще проявляется доброта? (любовь к всему живому). - Доброта – это и нежное, заботливое отношение к людям, всему живому на земле. Доброта ребенка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, доброте нужно учиться с самого детства. - А что дает доброта человеку? (уважение, любовь) - Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями. Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остается неизвестным. Например: «Неизвестный человек перевел большую сумму денег на лечение больного ребенка.» 4. Проведение игры «Закончи пословицу». - Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу». Сейчас я вам буду зачитывать начало предложений, a вы попробуйте закончить их.
- Молодцы, вы все хорошо справились с этим заданием. 5. Чтение рассказа «Осколки доброты». Автор неизвестен. Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. Беседа:
Физминутка. На экране мультипликационный видеоклип Барбарики “Что такое доброта” (дети повторяют движения). 6. Игра «Противоположности» — нужно подобрать слова противоположные по смыслу: Злость Лень Враждебность Грубость Безответственность Равнодушие Безразличие 7. Игра «Злость в мусор». Предлагаю детям сделать темные тучки из серой или черной бумаги. В это время, пока дети вырезает их, беседа с ними о злости, о нехороших поступках, о том, злились ли они сегодня или нет. Потом предлагаю сложить эти тучи в мешочек, а вместе с ними все отрицательные эмоции за день. Потом вместе с детьми выбрасываем этот мешочек в мусор! 8. Добрые дела. - Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?
Каждый из вас должен выработать у себя доброе отношение к людям 9. Заключительная часть. - Наша встреча подошла к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка, с помощью жестов поблагодарим и скажем все вместе друг другу (спасибо). Конспект занятия «Что такое хорошо, что такое плохо» с детьми младшей группы Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, Задачи: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Обратить внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них. Планируемые результаты: может повторить формы вежливых обращений, отличить хорошие и плохие поступки. Проявляет дружеские взаимоотношения, стремление поддержать друзей. Оборудование: цветок Цветик-Семицветик, сделанный из цветной бумаги, настольно-печатную игру «Что такое хорошо и что такое плохо?», карточки с хорошими и плохими поступками, карандаши, краски, фломастеры, листы бумаги. Предварительная работа: разгадывание загадок в стихах о вежливых словах; игры «Противоположности», «Ласковое слово»; чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; разбор пословиц о добре и доброте; чтение детям рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка». Л. Н. Толстого «Косточка», и др. Беседы на темы: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Чтобы ты сделал доброго для людей» Организационный момент Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня мы поговорим на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо». Поговорим о хороших и плохих поступках, а еще нас ждут увлекательные задания, которые написаны на лепесточках цветочка Цветика-Семицветика. Я буду отрывать один лепесток за другим, где нам будет предложено какое-то задание или игра. Готовы? Основная часть Красный лепесточек я отрываю, поиграть в игру вежливые слова предлагаю. Словесная игра «Вежливые слова». Воспитатель: Скажите, как можно поприветствовать взрослых и детей? Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. Воспитатель: А как можно поблагодарить? (Спасибо, большое спасибо, благодарю). Воспитатель: А, как можно пожелать чего-то приятного? (Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути). Воспитатель: Какие слова помогают извиниться? (Простите, извините, пожалуйста, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня извинить). Воспитатель: А когда нам надо что-то попросить, как мы это делаем? Какие слова могут помочь? (Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас; помогите, пожалуйста). Воспитатель: И наконец, скажите мне все способы прощания. (До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока). Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова вспомнили. Сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется «Угадай по голосу». Игра: «Угадай по голосу». Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети по очереди называют вежливые слова, ведущий должен угадать детей, которые назвали вежливые слова. Через два-три слова ведущий меняется. Воспитатель: Оранжевый лепесточек, я отрываю, сейчас на вопросы ответить предлагаю. Скажите, чтобы быть хорошим человеком, достаточно ли только знать вежливые слова? Кто из вас может объяснить, что значит быть хорошим? (Это значит, быть внимательным к людям; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное, а также говорить вежливые слова). Воспитатель: Правильно, ребята. Быть хорошим человеком – это не только говорить вежливые слова, но и стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям в трудную минуту, быть добрым и справедливым. Сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот». Словесная игра «Скажи наоборот». Вы грустные ребята? (Мы весёлые ребята). Вы плохие ребята? (Мы вежливые ребята). Вы ленивые ребята? (Мы трудолюбивые ребята). Вы недружные ребята? (Мы дружные ребята). Вы злые ребята? (Мы добрые ребята). Вы грубые ребята? (Мы вежливые ребята). Вы жадные ребята? (Мы щедрые ребята). Воспитатель: Желтый лепесток я отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: и в пальчиковую гимнастику играть предлагаю. «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» Дружат в нашей группе девочки и мальчики (соединяют пальцы в замок) С вами мы подружим маленькие пальчики (касание кончиков пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять — начинай считать опять (парное касание от мизинцев) Раз, два, три, четыре, пять — мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями) Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Передай доброту другу». Воспитатель: Зеленый лепесточек я отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: карточки с хорошими поступками найти предлагаю. Воспитатель вывешивает иллюстрации с хорошими и плохими поступками. Дети по очереди подходят, выбирают картинку с хорошим поступком, объясняют свой выбор и садятся на место. Оставшиеся картинки также рассматриваются и обсуждаются. Детям предлагается поиграть в настольно-печатную игру «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Воспитатель: Голубой лепесточек я отрываю, составить рассказ о себе предлагаю. Детям предлагается составить рассказы о своих хороших поступках. (Рассказы детей). Что сегодня хорошего ты сделал? Воспитатель: Синий лепесточек отрываю, в игру поиграть предлагаю «Ласковое слово». Я услышала много хороших поступков, которые вы совершаете, а сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду называть слово, а вы это слово должны будете назвать ласково. (Ласковое имя) Друг — … «дружочек», Солнце — … «солнышко», Ребенок — … «ребеночек», Кошка — … «кошечка», Мама — … «мамочка», Птица — … «птичка», Сестра — … «сестренка». Воспитатель: Фиолетовый лепесточек отрываю, сейчас я задание вам прочитаю: рисунок о друге нарисовать предлагаю «Мой хороший, добрый друг». Рефлексия: Что интересного вы сегодня узнали? Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета хорошие поступки? Почему? (Ответы детей). А могут быть хорошие поступки черного цвета? Почему? (Ответы детей). Воспитатель: В заключение нашего занятия, мне хотелось бы сказать, что на самом деле не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень стараться, трудиться над собой. И тогда у вас в жизни все получится. В каждом из вас есть много хорошего. Быть хорошим, добрым, совершать правильные поступки не всегда легко. Но твоя доброта к другим людям к тебе, же добром и вернётся. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Воспитатель: Посмотрите на наши лепесточки, они тоже все яркие, цветные, красивые. А сейчас встаньте в круг, возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Вот и подошло к концу наше занятие. «Солнышко». Свети, свети солнышко, На зелёное полюшко, На белую пшеницу, На чистую водицу, На наш садочек, На аленький цветочек. (Русская народная песня) Физкультминутка — песня «Я на солнышке лежу» ("Солнечный Лучик") Цель: Развивать активную речь детей, учить сопровождать речь движениями. Спеть детям «Песенку львенка и черепахи», сопровождая ее соответствующими движениями. Когда малыши хорошо запомнят текст и сопровождающие его движения, попросить их допевать пропущенные слова. Я на солнышке лежу, (медленно поворачивать голову из стороны в сторону) Я на солнышко гляжу, Все лежу и лежу И на солнышко гляжу. Крокодил- дил- дил плывет. (развести руки в стороны) Носорог-рог-рог идет. (ходить вперевалку) Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону) И на солнышко гляжу. Рядом львеночек лежит И ушами шевелит, (приставить прямые ладони к ушам и пошевелить ими из стороны в сторону) Только я все лежу (поворачивать голову из стороны в сторону) И на солнышко гляжу. Консультация (буклеты) "Духовно — нравственное развитие детей дошкольного возраста" Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью сказок. Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду. Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев дает детям простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика событий (гуси – лебеди, царевна лягушка, колобок), причинно – следственные связи и явления (сказка «Колобок» — хвастовство, хитрость, осторожность), — все это делает сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно – здоровой личности ребенка. Сказка – средство эмоционально – волевого развития и духовно – нравственного воспитания дошкольника. Она помогает развивать внутренний мир ребенка, его эмоциональные сферы чувств. В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Перед собой я поставила задачи: посредством событий в сказке помочь усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность), содействовать развитию образного строя речи, обогатить словарь, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, в младшей группе я предложила выполнять имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовала разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа. В сказке «Теремок» детям можно предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя, теремок развалился. Я предлагаю построить из крупного строителя большой теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем, рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества: гостеприимство, доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки, те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи детей. Сказка «Гуси-лебеди» — эта сказка учит выполнять обещания, исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными, приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки «Зимовье зверей» я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится, делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в «корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка», «Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу. Вначале я анализирую различные ситуации в группе, а потом подбираю сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других. Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация — способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой: усвоение норм духовно — нравственного воспитания, открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки. Валентина Осеева «Волшебное слово» Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. — Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал: — С тобой что-то случилось? — Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик. — Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то. — Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь? — Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько! — Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит. — Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала. Прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды. — Пустяки! — сказал старик. — Один поругает — другой пожалеет. — Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!» Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. — Что же не берёт тебя брат? — А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. — Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза... — А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: — Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. — Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зелёные, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!» Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: — Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: — Какую тебе? — Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове. «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: — Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. — Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: — Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся. — Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит! — Ну отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми. — Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы. — Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!» Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
|