Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте «Лаборатория добрых дел» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Помазанова Марина Владимировна | |||
18.07.2015 11:52 | |||
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте «Лаборатория добрых дел» Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.
Материал и оборудование: игрушки — Буратино, домовенок Кузя, кукла-фея, верблюжонок, верблюдица, куклы — Кай, Герда, макет вулкана (реактив для опыта: пищевая сода, уксус, краситель красного цвета); баночки с дольками чеснока, кусочками лука, сахар, кусочки газеты, тазики с водой, детский холодильник, баночки пустые, баночки с грязной водой, воронки, вата, салфетки, центр — песок, качек, замороженный во льду цветок, теплая вода, кассета с записью извержения вулкана, медали на каждого ребенка, белые халаты у каждого ребенка Ход занятия - Ребята, чтобы порадовать друг друга, чтобы было хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова. Воспитатель читает стихотворение. Ласковое слово Ласковое слово Ласковое слово - Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро — это намного лучше? Ответы детей. Воспитатель обращает внимание на столы. На них лежат конверты. - Интересно, что же там в конвертах. Ребята, это просьба о помощи. Вот и к нам обратились с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов. На время наша лаборатория «Капелька» изменит свое название и будет называться «Лаборатория добрых дел». Дети надевают белые халаты. Давайте подойдем к первому столу. - Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино так обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал Буратино в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал он, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо — плавать не умеет». Что же делать? Как помочь Буратино? Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают различные гипотезы. Гипотезу: может он не утонет, ведь он деревянный, предложить проверить. Дети выясняют, что Буратино сделан из дерева, и находят деревянные предметы: кубики, карандаши, опускают их в тазики с водой и проводят эксперимент. Делают вывод: дерево в воде не утонет, значит Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный. - Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу. Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается домовенок Кузя. - Все вы знаете, что в каждом доме и квартире живут домовые. Они очень любят своих хозяев и любят, когда в доме порядок. Вот однажды, когда все легли спать, домовенок Кузя решил полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Он открыл холодильник. И оттуда запахло чесноком и луком. Баночки, где лежали чеснок и лук были открыты и в холодильнике появился запах. Воспитатель предлагает понюхать баночки и определить в каких находится чеснок, а в каких лук. Дети определяют. - Продукты в холодильнике тоже стали пахнуть луком и чесноком. Как же избавиться от неприятного запаха. Дети выдвигаю гипотезы. Говорят о том, что есть такие вещества, которые поглощают запахи. Они называются — вещества — «поглотители запахов». - Какие вещества поглощают запахи? Дети называют. - Правильно, запахи могут поглощать и сахар и кусочки мокрой газеты. Давайте поможем домовенку Кузе избавиться от неприятного запаха в баночках. Дети наполняют одни баночки сахаром, другие кусочками мокрой газеты. Закрывают крышками. - Пока неприятные запахи будут поглощаться мы поможем другим. Дети переходят к следующему столу. - Ребята, о помощи просит Фея Вода. Всем нужна чистая вода. Но ее остается все меньше. Виноваты в этом люди. Они бросают в реки мусор, пищевые отходы. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах погибают растения и животные. Фея Вода просит очистить грязную воду из озера. Как можно очистить воду? Дети предлагают очистить воду с помощью фильтров (вата, салфетки). Берут все необходимое для эксперимента: баночки с грязной водой, пустые баночки, фильтры, воронки. - Пока вода будет очищаться через фильтры, мы поможем другим. Дети подходят к столу. - Просит помощи верблюжонок. Верблюжонок решил попутешествовать и забрел в горы. Ребята. А что может случиться в горах? Ответы детей (извержение вулкана). - Верблюжонок забыл где он живет. Давайте ему поможем! Где живут верблюды? Ответы детей. - Правильно, в пустыне. Давайте расскажем верблюжонку о пустыне. Почему у пустыни такое название? (от слова «пусто»...). В пустыне много какого цвета? (Ответы детей). А что там желтого цвета? (Пески). Давайте рассмотрим песчинки через лупу. Дети рассматривают. - Какой сухой песок? (Сыпучий). Песчинки легко переносятся ветром. Часто можно увидеть песчаные холмы. Как они называются? (Барханы). А как образуются барханы? Давайте попробуем образовать барханы из песка. Проводится эксперимент. - Теперь верблюжонок вспомнил где его Родина. А я хочу продемонстрировать «Извержение вулкана». Пусть верблюжонок посмотрит какая опасность подстерегает в горах. Вулканы долгие годы «спят». Лишь дымок и пар, выходящие из трещин, напоминают, что вулкан может «проснуться». Но вот под землей нарастает гул, раздаются удары, предчувствуя беду убегают звери, улетают птицы. Из кратера — углубления на вершине горы — поднимается столб черного дыма и пепла, раздается грохот. Теперь надо ждать самого страшного. Звучит музыка. Из кратера начинает течь лава. Демонстрация эксперимента «Извержение вулкана». - Огненная река сжигает все на своем пути. Остывая, она покрывает землю каменной корой. Понемногу вулкан стихает и «засыпает». Вот какая опасность подстерегает в горах. Но наш вулкан добрый. Он постоянно «спит». - Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли? Ответы детей. - Осталось нам оказать последнюю помощь. С просьбой о помощи к нам обратился Кай. Герой какой он сказки? Он хотел подарить красивый цветок девочке Герде. Но Снежная Королева заколдовала его. Наклонился Кай к воде Наклонился, а вода неподвижна и тверда. - Что же случилось с водой. Ответы детей (она превратилась в лед). - А как можно освободить цветок из плена. Дети высказывают предположения. Выбирают гипотезу: залить теплой водой и проверяют ее. Эксперимент проводит воспитатель. - Пока будет освобождаться цветок из плена, давайте вернемся к домовенку Кузе и проверим помог ли наш эксперимент. Дети убирают вещества — «поглотители запахов». И делают вывод, что в баночках запах исчез. Затем подходят к Фее Воде. Смотрят как очистилась вода. Воспитатель хвалит детей. Возвращаются к столу, где был заколдованный цветок. Делают вывод: от теплой воды лед растаял, а из воды цветок легко достать. Далее проводится игра «освобождение цветка из ледяного плена»: воспитатель в роли цветка, одни дети — замерзшие капельки. Они крепко обнимают воспитателя со всех сторон — «цветок в ледяном плену». Другие дети своими теплыми руками гладят детей — льдинок, и они постепенно отпускают из плена цветок — воспитателя. - Тот, кто делает добро получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела? Ответы детей. - Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей. - Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно! Награждение детей медалями. 1 ребенок Нет ничего на свете 2 ребенок Она нас манит нежно, Сведения об авторе: ПОМАЗАНОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА воспитатель первой квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад присмотра и оздоровления №110» города Оренбурга
|