Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.
Нравственное воспитание
Автор: Корелина Людмила Николаевна   
04.01.2020 19:36

Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.Опыт работы по социально — нравственному воспитанию детей при тесном взаимодействии с семьей.

Актуальной задачей современной системы образования является нравственное воспитание детей.

Детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. И в начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребёнок растет и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад. И теперь его окружают новые люди, которые составляют иную общность, чем его семья. И нам необходимо объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, что способствует его развитию, и познанию окружающего мира и умению общаться со сверстниками.

 

В своей работе столкнулась с проблемой занятости и отстраненности родителей в воспитания и развитии ребенка, присутствием излишней опеки со стороны взрослых, ослабление семейных связей и традиций между поколениями, наблюдается конфликтный характер общения.

Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к членам семьи, привить детям чувство привязанности к семье и дому. Свою работу начала с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. И свою основную цель я увидела в том, чтобы помочь родителям преодолеть следующие трудности:

  • научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать навыки успеха;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства;
  • привлечь родителей к проектной работе в группе.

Все это послужило идеей создания долгосрочного познавательно-творческого проекта «Вместе — дружная семья».

Реализация проекта осуществлялась с детьми старшего возраста.

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности детей к родному дому, семье, детскому саду, городу и создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс.

Задачи:

  • изучить педагогические технологии по данной теме;
  • воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи;
  • создавать условия и психологически комфортную обстановку общения для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха;
  • использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение авторитета.

Работу над проектом начала с подбора и изучения педагогических технологий Р.А. Жукова «Моя родословная», А.Лопатина «Нравственное воспитание дошкольников», М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А. Кроник «Семья: я + мама + папа + бабушки + дедушки».

Основываясь на данные педагогические технологии, разработала план работы по теме: «Воспитание духовно-нравственных отношений в семье».

Первое, что было предложено родителям вместе с детьми, начать оформление страничек семейного альбома с целью расширения знаний детей о своём роде, родословной, о семейных традициях, о профессиональной деятельности родителей, о значении имени; о воспитании, уважении и любви к родным и близким.

Странички в альбоме:

  • «Игрушки моего детства». Родители рассказали детям о том, в какие игрушки они любили играть в детстве и отразили это на странице семейного альбома. Итог работы — непосредственная образовательная деятельность по теме: «Игрушка – мой друг».
  • «Герб моей семьи». Дети вместе с родителями презентовали эту страничку друг другу на родительском собрании.
  • «Хранители воспоминаний». Здесь дети с большой любовью и интересом мастерили рамки для фотографии и рассказывали о событиях, изображенных на них. У кого-то — это был семейный праздник, у кого-то — незабываемое путешествие, а для кого-то – обычное, но очень значимое для него событие.

Итог этой работы — открытое мероприятие, проведенное для родителей и коллег по нравственно-патриотическому воспитанию и формированию целостной картины мира ребёнка «Неразлучные друзья – мама, папа и я».

  • «Что в имени моем» — родители совершили путешествие по раскрытию тайны имени своего ребенка, очень творчески и с большой любовью оформили эту страничку и рассказали, почему они дали ребенку такое имя, а дети делились своими знаниями о своем имени.
  • Важным условием взаимодействия с семьей является установление доверительных отношений с родителями на основе сотрудничества.

Ещё одной эффективной формой работы была встреча с интересными людьми в нашей гостиной, где родители — не пассивные зрители, а активные участники встречи.

Цель: формирование представлений о мире увлечений людей.

Задачи:

расширять знания детей об увлечениях взрослых и их способах реализации;

развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Темы для встреч были взяты после проведения анкетирования об увлечениях родителей. Родители знакомили детей с очень интересными видами своей деятельности, такими как:

«Увлечение пчеловодством».

«Мастер класс по каратэ, приёмы самообороны».

«Мягкая игрушка своими руками».

«Мастер причёски».

«Мама доктор – что ж такого».

«Красный, жёлтый, зелёный».

Дети получили знания о том, как пчелы делают мед; познакомились со спортивной борьбой – каратэ, освоили доступные приемы самообороны; научились делать игрушки кукол и животных из ткани и ниток; познакомились ближе с профессиями – мастер детских причесок и фельдшер; посетили урок безопасности вместе с инспектором по ПДД.

Детям очень нравились эти встречи, и они с нетерпением ждали их. Встречи в нашей гостиной повышали родительский авторитет, способствовали укреплению отношений между родителями детьми и педагогом, развили у детей познавательный интерес, коммуникативные навыки, укрепили позитивное отношение родителей к дошкольному учреждению.

Еще одной нетрадиционной формой в работе стал «Клуб бабушек». Воспитание внуков, является нормой, долгом и честью, которая оказана старшему поколению, которое должно передать нравственный потенциал предков во всей его исторической полноте.

Цель: выявление положительного опыта семейного воспитания среди старшего поколения.

В процессе работы были проведены необычные развлечения,

посиделки, вечера, приглашали на них старшее поколение – бабушек и дедушек. Очень интересными были: «Встреча у сладкой ёлки» (вечер на рождество с гаданием, пением народных песен, колядками), «Широкая масленица», «Праздник картошки», «Праздник капусты». Родителями проявляли творчество в сочинительстве стихов, загадок, частушек. Также активно участвовали в выставке поделок из картофеля и капусты: «Картофельные фантазии» и «Чудо из капусты». Эти вечера создавали домашнюю, уютную атмосферу, способствовали эмоциональному, нравственному подъёму детей, и их с нетерпением ждали дети и взрослые.

Развитие любого ребенка не может и не должно определяться только усилиями педагога. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Свою работу выстраивала на основе активизации и обогащения воспитательных компетенций родителей, на основе сотрудничества и партнерского взаимодействия: это

  • совместные творческие конкурсы, походы выходного дня в рамках проекта «Юные туристы» совместно с инструктором по физической культуре
  • создание книги «Осенние превращения» в рамках проекта «Осень разноцветная в гости к нам пришла»
  • создание альбома «Мои первые открытия» в рамках проекта «Воздух-невидимка»
  • создание книги «По улицам родного города» в рамках проекта «Дорога и дети»

- выставка семейных проектов: «Наш семейный стиль жизни», «Традиции моей семьи», «Увлечение моего ребенка» и др.

  • консультации, дни открытых дверей
  • организация тематической библиотеки «Как помочь своему ребенку стать успешным» при взаимодействии с педагогом психологом и учителем-логопедом
  • проведение праздника «День семьи»

- выставка детских работ из солёного теста (по результатам деятельности детского объединения по интересам «Мукосолька»). Родители могли видеть работы своих детей и гордиться их успехами.

Оценивая результат, можно отметить:

- У родителей повысилась педагогическая культура, появилась возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что привело к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

- Стало регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности, в познавательных проектах, в прогулках выходного дня.

Дети вместе с родителями участвовали в конкурсах разного уровня это: конкурсы детского изобразительного творчества; конкурс «Каменская радуга» (3 место) в номинации «Театрализованное игры»; литературный конкурс «Хрустальная туфелька»; конкурс чтецов 2016г; конкурс «Зеленый огонек» др.

- У воспитанников сформировалась любовь, чуткое отношение к близким людям, к своей семье, выражающаяся в повседневной заботе о них.

На период поступления в школу у детей сформированы основы личностных качеств: нравственных, интеллектуальных, эмоционально – волевых, действенно – практических. Дети могут вести диалог, самостоятельно выбирать правильную линию поведения, согласовывать свою активность с ситуацией, активно участвовать в совместных играх, труде, высказывать свое мнение, вносить предложения, договариваться, поддерживать созидательное отношение к окружающему миру.

Надеюсь, что это позволит им в дальнейшем самостоятельно действовать в соответствии с законами природы и общества и стать успешными.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год