Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Добрынина Ирина Сергеевна | |||
05.07.2019 23:16 | |||
Нравственно – этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель МДОБУ д/c №21 комбинированного вида Добрынина И. С. Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-этических представлений у детей старшего дошкольного возраста Сущность нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста Вывод. Развитие и становление детской литературы происходило во взаимодействии с осмыслением феномена детства в педагогике и психологии, поэтому в данном случае будет уместно воспользоваться выводом В.В. Зеньковского о ведущей тенденции этого процесса: «Рост педагогической мысли привел к признанию того, что всякая программа должна приспосабливаться к личности ребенка, должна вообще индивидуализироваться, что не должно быть одного общего идеала в воспитании, что каждая личность имеет свои индивидуальные особенности, свой путь индивидуального развития». 17 А среди многих путей, влияющих на формирование нравственно-этических представлений, мы можем назвать детскую литературу.
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с детской литературой Вывод. Занятия по ознакомлению детей с художественной литературой – это встреча ребенка, чаще всего первая, с тем или иным произведением художественной литературы. От воспитателя зависит, будет ли эта встреча полезной и радостной: важно, чтобы чтение рождало яркие, зримые образы, горячие переживания, а умный тактичный разговор о прочитанном приглашал ребенка к размышлениям, помогал подняться на новый уровень понимания художественной литературы и жизни. Нравственно-этические проблемы в рассказах Н.Н. Носова для детей дошкольного возраста Вывод. В данной главе были рассмотрены следующие вопросы: сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста, методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с детской литературой, произведения Носова как средство нравственного воспитания дошкольников. Нравственное воспитание рассматривается как активный целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек. Нравственную основу личности ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир природы и художественное слово. Глава 2. Педагогические условия формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Изучение состояния работы с детьми по формированию нравственных представлений посредством детской литературы. Целью данной методики является определение уровня развития умения сопереживать окружающим. В беседе приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста. Проведение беседы осуществлялось в три этапа. 1 этап. Детям предлагается ответить на вопрос на примере конкретной жизненной ситуации.
который плачет. Как бы ты ему помог успокоиться?» 2 этап. Детям предлагается решить ситуацию морального выбора ( «Какой поступок?») с опорой на наглядный материал — иллюстрация. На картинке мальчик, который хочет ударить собаку. Вопросы к ребенку: «Что хочет сделать мальчик, а можно ли так делать, почему?» 3 этап. Детям предлагается решить ситуацию морального выбора с опорой на вербальный материал – отрывок из рассказа Н.Н. Носова «На горке». Как ты оцениваешь поступок мальчика Котьки? Исходя из данных результатов, мы разработали следующую программу:
Методика формирования у детей старшего дошкольного возраста положительных нравственных качеств посредством произведений Н. Носова. Этические беседы — это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями «Программы воспитания и обучения детском саду». Главная цель этической беседы заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения и желание сочувствовать, сопереживать окружающим людям, которыми он бы мог руководствоваться в своих поступках. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений, поскольку способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. На формирующем этапе нами была проведена следующая работа: 1. Разработана серия занятий по формированию положительных нравственных качеств посредством произведений Н. Носова. 2. Подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование у детей эмоциональной отзывчивости. 3. Составлены методические рекомендации для родителей по проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста. Заключение. Нравственная деятельность практически не существует в обособленном виде. Она присутствует в большей или меньшей мере во всех других видах: интеллектуально-познавательной, трудовой, художественной, экологической. В любом виде деятельности личность вступает во взаимодействие, соприкасается, оценивает, осваивает ценности (например, трудовая – ценность труда, трудовых умений и навыков, результатов труда), важные и необходимые для развития индивидуальной нравственности, учиться взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, нормам коллективной жизни. Вместе с тем, наиболее приоритетными задачами деятельности по нравственному воспитанию личности являются:
Очевидно, что произведения Носова способствуют каждому перечисленному виду деятельности и всячески поощряют их. Поэтому тема «Нравственно-этические проблемы в рассказах Н. Н. Носова для детей дошкольного возраста» выбрана нами с учетом вышесказанного и с учетом того, что произведения Н. Носова принадлежат к числу самых популярных как у детей и воспитателей, так и у родителей. Рассказы и сказки Носова не просто смешат, радуя и веселя, они воспитывают, заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках ребенок постигает нравственные понятия, такие как честность, дружба, совесть, сочувствие. Нравственно-этические чувства не развиваются самопроизвольно. Для этого необходима многоплановая и целенаправленная работа воспитателя. Чтобы воспитывать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, в которых воплощается это качество. Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы» Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать? Дети: Да, любим. Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют? Дети: Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно. (Стук в дверь). Воспитатель: Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму: Озорной, смешной мальчишка, Он художник и поэт. Он весёлый коротышка, От него вам всем привет! Ты сейчас его узнай-ка! К нам пришёл герой… (Незнайка) - Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов) Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться? Дети: Поможем Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»: Телефон – «Телефон», шляпа – «Живая шляпа», кастрюля и поварешка – «Мишкина каша», огурец – «Огурцы», песок – «На горке», лопата – «Огородники», штаны с заплаткой — «Заплатка». Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их, Физкультминутка. Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку. Раз-два-три-четыре-пять Начинаем мы играть! Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками) И головки опустили, (приседают) А когда откроем глазки (встают) Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки) Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем — и снова в путь! Нам советует Мальвина: Будет талия осиной, Если будем наклоняться Влево – вправо, (наклоны влево – вправо) Вот Дюймовочки слова:
Поднимайтесь на носочки, Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх) Раз, два, три, четыре, пять Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют) Красной Шапочки совет: Если будешь прыгать, бегать, Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте) Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют) Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают) Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх) Воспитатель: Незнайка читал ли ты рассказ «Фантазеры»? Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие. Воспитатель: Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры» Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры» Вопросы по тексту:
Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие? Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята? Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось больше всего? Дети: Игра, фантастическая физкультминутка. Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята! Дети: До свидания, Незнайка! Воспитатель: Ребятки, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать вои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.
|