Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации
Нравственное воспитание
Автор: Ермакова Лариса Николаевна   
03.05.2019 07:18

Использование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организацииИспользование потенциала традиционной православной культуры для создания единого образовательного пространства в образовательной организации

Ермакова Лариса Николаевна бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 20»

Явление духовно нравственного воспитания составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием. К,Д, Ушинский.

Формирование духовной нравственности у детей младшего дошкольного возраста – важнейшая задача воспитания. Младший дошкольный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действия в различных ситуациях.

 

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, духовностью. В наше время, когда многое утеряно, позабыто, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков и всегда встает вопрос, как воспитать наших детей, чтобы они выросли духовными людьми, патриотами своей страны, миролюбивыми людьми, научились любить своих родителей, свою культуру, традиции своего народа?

Дошкольный возраст – это удивительная пора, когда впечатления остаются на всю жизнь, когда все лучшее закладывается в детстве, когда можно воспитать духовность, чувство патриотизма, миролюбия.

Согласно требованию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основным из принципов дошкольного образования является: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а так же учет этнокультурной ситуации развития детей». И одной из задач образовательного учреждения является «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». А развивающаяся «предметно-пространственная среда должна обеспечивать учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность». [6]

Главная задача дошкольного учреждения воспитать нравственно-здорового ребенка, способного сопереживать, выражать нравственные чувства. Вся воспитательная работа нашего учреждения строиться на основе единства образовательного процесса, взаимодействия и взаимопомощи.

Наше учреждение не является исключением, в своей работе по духовно-нравственному воспитанию и воспитанию чувства патриотизма средствами традиционной православной культуры стараемся создать единое образовательное пространство.

В 2013 году в детском саду мы впервые попытались познакомить детей и их родителей с православными ценностями. И когда мы увидели, как изменился микроклимат в детском саду, а также желание детей и родителей расширить свои знания о православной культуре, было решено создать единое образовательное пространство. Приоритетным направлением работы в нашем детском саду стало духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

В нашем учреждении решаем следующие задачи:

  1. Воспитать патриотические чувства, любовь к близким людям.
  2. Создать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и миролюбие к другим народам.
  3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие подготовки проектов, в совместных мероприятиях, сборе материалов.

Для решения этих задач в нашем детском саду используются различные виды деятельности: непосредственно образовательная деятельность, концерты, музыкальные гостиные, совместные с родителями праздники и развлечения, именины детей, экскурсии, игры-драматизации, творческие вечера-посиделки, участие в благотворительных концертах и ярмарках.

Проводим непосредственно образовательную деятельность в виде посиделок. Подобная деятельность очень нравиться детям, она имеет форму доверительной и дружеской беседы. Всегда очень необычно проходят беседы с детьми о добре, семье, о милосердии, о дружбе, патриотизме, миролюбии. Особое место в работе детского сада занимают проведение русских народных праздников и обрядов (Рождество, Святки, Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, Спас) в доступной форме через песни, пляски, игры, фольклор дети знакомятся с русской культурой.

Вся работа по духовно нравственному воспитанию строиться на воспитании чувства патриотизма и равноправии взрослого и ребенка. Огромное значение для детей имеют добрые дела, правильные поступки. Именно взрослые приучают к понятию «что такое хорошо и что такое плохо».

Совместные мероприятия с родителями: помогают укрепить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. В связи с этим у нас возникла идея организовать семейный театр «Колобок», в репертуаре нашего театра такие сказки как «Морозко», «Сказка о глупом мышонке», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Спящая красавица». Сказки, которые учат добру, милосердию, терпению. Артистами нашего театра являются дети и их родители. Музыкальный руководитель совместно с воспитателями и родителями продумывает сценарий, декорации, изготовление костюмов.

Так же в нашем детском саду организована передвижная выставка элементов одежды и народных промыслов разных народов, которые живут в городе Омске. После проведения в 2013 году праздника посвященного Дню единства, назрела необходимость создать такую выставку и сохранить ее для наших детей. Ведь наш детский сад многонациональный. К нам ходят: казахи, русские, украинцы, татары, азербайджанцы, узбеки, белорусы. Очень важно научить детей миролюбию, жить в мире и в согласии с другими народами, а так же знакомить детей с костюмами, традициями, верой других наций. Так же используем выносной материал для создания «Русской избы», которая постоянно обновляется материалами старинного быта: это кухонная утварь, прялка, сундук, кружевные салфетки и многое другое.

Накануне праздников проводим конкурсы поделок и рисунков «Красивая вербочка», «Писанки», «Мой храм». Уже стало традицией к благовещенью готовить печеных «жаворонков» и угощать ими друг друга, родителей, сотрудников детского сада.

Тесно сотрудничаем с Омской епархией Русской Православной Церкви, детской библиотекой им. В. Чаплиной, В/ч 64712 -ВДВ г. Омск п. Светлый, Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Омской области, Неженский геронтологический центр.

Проводим благотворительные акции, концерты ветеранам и участникам Великой Отечественной войны на которых дошкольники слушают рассказы о патриотизме, подвигах во время войны, рассматривают награды ветеранов, дарят им свои поделки, устраивают чаепитие. В саду создан альбом ветеранов, в каждой группе существует свой бессмертный полк. Проводим такие концерты как День Матери, День пожилого человека, День Победы, День народного единства. Такая работа педагогов помогает ребенку объяснить, что такое миролюбие, добродетель, добросердечие, духовность, патриотизм, сочувствие, сострадание, терпимость, помогают выразить любовь, доброту и внимание к другим людям.

Работаем над проектами по духовно нравственному воспитанию «Зачем творить добро?», «Православные праздники в нашей семье», «Мои добрые поступки» «Протянем руку помощи» «Послушание и упрямство» такая форма работы помогает найти новые пути, новые формы и решения в воспитании у детей духовности и нравственности.

Такая планомерная и систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию детей дала свои положительные результаты. Укрепление семьи, уважительное отношение к старшим, проявление интереса к историческому прошлому нашей Родины.

Ну а впереди нас ждет еще много интересных и необычных проектов.

Литература:

  1. Метод проектов в руководстве работой по нравственно — патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. — 2008. — №2.
  2. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. — 2001. – № 9.
  3. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содержа., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. — 2006. № 14.
  4. Основы православной культуры: науч. метод. Пособие для педагогов детских садов. Гладких Л. П. –Курск, 2008.
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду: Кондрыкинская Л.А. – М., 2011.
  6. Приказ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательный стандарт дошкольного образования».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год