Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Золотарева Людмила Николаевна Таченко Екатерина Владимировна Романенко Анна Викторовна | |||
08.04.2019 19:55 | |||
Использование дидактических и народных игр в духовно-нравственном воспитании дошкольников
МБДОУ № 23 "Березка" Республика Адыгея, г. Майкоп Обращение к духовно – нравственному воспитанию в настоящее время стало особенно актуальным, когда в истории государства происходят катаклизмы, меняются ориентиры. А ведь общество и государство нуждаются в образованной духовно – нравственной молодежи. Проблему духовно – нравственного воспитания необходимо решать в дошкольном возрасте, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период детства для формирования духовно – нравственных основ. Я считаю, что нельзя упускать это «золотое время», ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.
Важном средством духовно – нравственного воспитания приобщение детей к традициям народа. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре, как дидактической, так и народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно – нравственного воспитания дошкольника. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Перед игрой, я рассказываю детям о культуре и быте того или иного народа. Например, перед игрой «Подними шапку» рассказываю о головном уборе адыгского народа. Перед показом армянской сказки «Горшки» рассказываю о гончарном искусстве; в русских народных играх «Наседка и коршун», «У медведя во бору», «Волк во рву» объясняю значение слов, которые употребляли раньше наши предки. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом «Укрась одежду национальным узором», «Сложи из частей целое» (одежда, посуда), «Дом Машеньки и Амира», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по изучению родного города помогает формировать чувство любви к родине на основе изучения национальных культурных традиций. Такие игры как «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в привитии любви к родной земле, гордости принадлежности к этому народу. Использую словесные игры при воспитании духовно – нравственных чувств. Например, игры «Вежливые слова» — ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, «Цветок красивых слов» (дети выставляют лепестки, произнося волшебные слова), «Поделись улыбкой», «Похвали соседа», «Люблю своих близких» — помогают воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к людям пожилого возраста, заботливая отношение к малышам. Кроме игр, в формировании духовно – нравственной личности дошкольников важным является участи родителей в воспитательном процессе. Поэтому не случайно в нашем детском саду был разработан проект «Сотрудничество с семьей в духовно – нравственном воспитании дошкольников». Был предоставлен личный опыт семейного воспитания семьи Хачемизовых «В каждый дом свои традиции». Были проведены родительские собрания на тему «Наши дети растут», где семья Беретарь делилась опытом воспитания детей через труд. Также были проведены консультации по темам: «Воспитание нравственности в семье», «Семейные ценности». Положительным опытом явилось сотрудничество педагогов и родителей в проведении «Недели семьи», где родители вместе с детьми принимали участие в изготовлении венка памяти и возложении его вместе с детьми к памятнику погибшим войнам. Проведя работу в этом направлении, я пришла к выводу, что духовно – нравственное воспитание является основой для развития гармонично – развитого человека: честного, правдивого, доброго, умеющего находить компромисс в любых жизненных ситуациях.
|