«Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Мигалева Марина Владимировна | |||
20.10.2018 07:40 | |||
«Формирование духовно — нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» Автор: Мигалева Марина Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №1 Россия, Белгородская область г. Алексеевка Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать — значит ввести в организм и его питательные соли, физические и материальные вещества. В основе воспитания лежит правильное, гармоническое развитие чувств. Нравственное воспитание опирается прежде всего на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей.
Общечеловеческие ценности — реальность. Все люди в целостном, взаимосвязанном мире. У всех единое, общечеловеческое начало, одна Земля и среда обитания, всем одинаково нужен чистый воздух, вода, земля, тепло и солнечный свет. В этом смысле у человеческого рода есть святое право на жизнь, право на существование, развитие на самоопределение. Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире “вещи”, которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость — считались качествами, недостойными “настоящих людей”. На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях”. Приобщение ребенка к ценностям общечеловеческой культуры, выработанными веками, пережившим не одно поколение людей и несущим в себе те нравственные устои, на которые должен ориентироваться в своей жизни каждый человек, являются одним из важнейших условий развития личности ребенка. Какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т.д.) и должны стать опорой воспитателя. В процессе воспитания необходим крепкий философско-этический фундамент. Решить эту проблему станет возможным лишь тогда, когда приоритет в воспитании получит идея развития личности, богатой духовно и наполненной нравственно. В воспитании нет идеальных готовых рецептов, могут быть общие базовые положения, определяющие степень общения педагога с детьми, ориентиры в работе, должны быть возможности различных вариантов организации детей. Выстраивая свои взаимоотношения с детьми, взаимодействуя с ними, воспитателю необходимо знать психологические особенности своих воспитанников, некоторые механизмы психологических процессов. “Надо прежде всего понимать движения детского сердца”, — не раз говорил святой Иоанн Златоуст. [1, с. 52] Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет человеком и гражданином. А христианское воспитание учит, что одно из самых трудных задач в дошкольном воспитании, это и есть раскрытие совести. Человек без совести — язва общества. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства: или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (солидарность), к искусству (эстетические чувства). “У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложные чувства”. [3, с. 342] Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально — положительного отношения к окружающему. Ребенок эмоционально отзывчив на происходящее вокруг него, через эмоции и чувства у дошкольника формируются многие представления о различных явлениях окружающего мира. От того, какие эмоции воспитывает ребенок и какие чувства он переживает, зависит не только формирование у него представлений, но и желание действовать в сложившейся ситуации в соответствии с этими представлениями. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут “послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения, ведь воспитание детей рискованное дело. Поступок, который родился из нравственного чувства и побуждения, впервые испытанного, входит в нравственный опыт ребенка и создаст основу для повторного проявления таких чувств в аналогичных обстоятельствах, т.е. должны учитываться мотивы нравственного поведения ребенка”. В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”. «Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит и свои отношения с людьми». Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытыва л максимум положительных эмоций. [4, с. 120] Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”. Конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты, у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Но следует отметить, что требовательность как таковая, может быть возможна только с детьми в старшем дошкольном возрасте. А чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость. Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия, которые кроются за внешними формами поведения, постигаются им не сразу, поэтому представляет наибольшую сложность для педагога и родителей формирования у ребенка нравственных основ поведения. Проблема духовного развития личности, рост ее нравственного уровня остается актуальной для современных педагогов. События, происходящие вокруг нас, указывают на необходимость решения проблемы духовного и нравственного развития общества. Все это делает проблему формирования нравственных представлений у дошкольников актуальной и значимой в современном детском учреждении. Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор. Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это — чувство эмоционального благополучия, теплоты и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за “малым”: заставить соблюдать их. А к этому пока есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнять ту или иную норму поведения, или принудить его. Первое предпочтительнее, но труднее. Ведь желание быть добрым, справедливым не осознается пока ребенком. Но стоит уточнить, что маленькие дети не способны к настоящему моральному поведению, но по той лишь причине, что им не достает умений высокоразвитого или абстрактного рассуждения. маленькие дети без всякого обучения заботятся о других. И если взрослые допустят в воспитании ошибки, то ребенок может растерять все свои положительные качества. Или в лучшем случае по определенным причинам просто не пользоваться ими. И тогда взрослые начинают использовать в воспитании второй путь, насильно заставляя ребенка придерживаться нравственных качеств, что, естественно, в лучшем случае не приводит ни к чему. Но все же, давайте остановимся на первом пути, где главная задача взрослых — направить чрезмерную детскую активность, энергию в нужное нам русло, т.е. научить жить по нравственным принципам. Но как раз это и составляет главную трудность. Как воспитать основы нравственных чувств у дошкольников? Как привить к ним желание совершать нравственные поступки по собственному желанию, а не из-за какой-либо выгоды, или из страха перед нами, взрослыми. Многие представители различных педагогических концепций стараются и прилагают много сил, чтобы вселить в детей с ранних лет страстное стремление к прекрасному, отвратить от уродства хаоса, противостоящего гармонии и порядку, воспитывать детей в соответствии с их природными способностями. Главное очевидно — если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного. Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности — устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучшего всего рассказывать: история о животных, басни, сказки и т.д., приводя примеры из жизни — все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей. В ребенке выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что неприятно нам, неприятно ему. Обо всем этом педагогам непрестанно приходится напоминать родителям. Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое... Мы всегда должны проявлять чуткость, не вторгаться в жизнь других людей, не задевать их честь. Мы должны любить людей, относиться к их достоинству также бережно, как к своему собственному, т.к. только тогда мы можем быть достойными представителями человеческого рода. Эти качества называются человеческими совершенствованиями и моральными добродетелями. Все, кто такими чертами не обладает, никогда не выполнит свое предназначение как человеческого существа и может стать даже хуже животного, ибо животное никогда не совершит таких поступков, какие совершает безнравственный человек. Мы видим, что нравственность во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитание детей и обучение их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не нужно было бы тратить на это столько сил, и люди росли бы, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания. Список литературы:
|