Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание
Автор: Щербакова Галина Владимировна Петрова Елена Вячеславна   
24.07.2018 21:41

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.Нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Статью подготовили:

  • Щербакова Галина Владимировна,
  • Петрова Елена Вячеславна.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, мы определили для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.

 

Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. Литература тоже играет одну из важнейших ролей, яркие художественные образы и различные удивительные сюжеты порой на всю жизнь остаются в памяти, могут навести на самые глубокие размышления. Например: зачем с утра до вечера твердить ребенку, как плохо быть неряхой, лучше прочитать «Федорино Горе» К. Чуковского и рассказать, что игрушки тоже могут убежать, обидевшись на беспорядок.

Для детей дошкольного возраста одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому всю свою работу по нравственному воспитанию мы начали с возрождения интереса у детей к художественной литературе.

Из опыта работы с детьми можем сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Поэтому мы решили как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий в основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.

Мы решили что целью нашей работы в нравственном воспитании детей будет воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей в своих поступках следовать положительному примеру.

Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставили перед собой следующие задачи:

Воспитательные:

а) воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.

б) приобщить детей к истокам народной культуры.

в) воспитывать эстетический и художественный вкус.

г) способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.

Развивающие:

а) содействовать развитию речи детей.

б) развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

в) создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

Обучающие.

а) формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

б) знакомить детей с художественной литературой.

в) расширять представления об окружающем мире.

г) учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника мы использовали такие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В течение года познакомили детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказывали сказки, показывали настольные кукольные театры, читали книги с иллюстрациями. Формировали у детей умение воспринимать литературное произведение, также анализировать произведение его содержание и форму.

Важными методами считаем использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.

Беседуя с детьми, побуждаем их думать и говорить. В совместной беседе дети справедливо оценивают поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, а что плохо.

При подготовке к беседе и её проведении учитываем следующие требования:

  • содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту
  • дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение
  • после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.

Очень широко используем примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований:

  • приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него.

В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др.

Используем воспитывающие ситуации, которые побуждают детей совершить тот или иной поступок, действие.

Большое внимание уделяем использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др.

Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечиваем благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваем работы детей с позиции пользы для другого, разделяем с детьми ощущение счастья.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации.

Родители — первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности и это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

С целью установления контактов с семьей для единства в воспитании нравственной культуры используем следующие формы работы:

  • анкетирование
  • групповое собрание
  • консультации
  • выставки книг
  • открытые мероприятия с участием родителей
  • папка передвижка
  • полезные советы.

В ходе бесед убеждали родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.

Мы стараемся работать в тесном содружестве с родителями, что обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, стараемся доброжелательно относиться к каждому ребенку, ведь только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. Творчество нельзя просто «показать», надо самому решать задачи. Так возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? В сказках все задачи предлагаются, уже в решенном виде.

Дети воспринимают сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.

В ходе изучения каждой сказки занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Ведь это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.

Самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, восхищения от неожиданной идеи. Мышление будет работать, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибиться.

У детей дошкольного возраста мышление наглядное — оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии — нужна опора. Вот такой опорой становится наглядная модель или схема.

С помощью сказки развивается у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. В жизни часто встречаются противоречивые, проблемные ситуации. И человек, у которого развита логика, творчество, умение думать и решать задачи, всегда найдет ответ на неразрешимую задачу.

Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры — драматизации по литературным сюжетам. С помощью детских книг мы старались воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Подводя итоги, мы сделали вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывают у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год