Опыт работы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Чадамба Аясмаа Дадар-ооловна | |||
20.05.2015 19:01 | |||
Опыт работы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (опыт работы по духовно-нравственному воспитанию) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сказка» г.Ак-Довурак Республики Тыва Подготовила: Чадамба Аясмаа Дадар-ооловна Старший воспитатель МАДОУ д/с «Сказка» г.Ак-Довурак, Республики Тыва
Содержание.
Информационная карта опыта работы
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, (В. А. Сухомлинский.) В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подвергающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, именно поэтому дети и их родители нуждаются в усиленной поддержке со стороны воспитателей, что требует их профессиональной подготовки. Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда происходит приобщение в духовно-нравственным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка, закладывается основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Определяющим в воспитании и развитии человека является понятие духовно-нравственных ценностей:
Как известно, современное общество становится все менее безопасным в связи с чем актуализируется ответственность педагога за те ценности, которые он несет в образование, а значит в общество. Данные ценности задают качественные характеристики личности, если воспитатель профессионально формирует духовно-нравственные отношения ребенка к себе, семье, культуре, языку, природе, труду, образование, родине и Отчизне, здоровью в контексте формирования, накопления и развития собственного человеческого потенциала. В рамках каждой из этих ценностей необходимо воспитывать чистую совесть, нравственную ответственность, волю, доброту, заботливость, принципиальность и т.д. Республика Тыва, как неотъемлемая часть России, полиэтнична и мультикультурна, в ней свободно сосуществуют и активно действуют разные этнические традиции и языки, культуры и религии, придавая общему культурно-цивилизованному потенциалу России особую устойчивость и открытость. Задача воспитателей – помочь обогатить эту среду с помощью педагогических средств, методик и методов. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, реки Хемчик, расположенный рядом. Дом или детский сад, родной город и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своей родной Родины – наша родная тувинская культура, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Наш детский сад «Сказка» особое внимание уделяет сохранению и приумножению национальных традиций и обычаев, поскольку живём мы в славной республике, имеющем глубокие исторические корни. Поэтому на основе разработанной педагогическим коллективом программы по нравственно- патриотическому воспитанию, опираясь на региональный компонент я, внедрила в практику своей работы направление работы по духовно- нравственному воспитанию. Цель педагогической концепции: Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности, нравственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины. Задачи концепции:
Для реализации данной педагогической концепция использую интегрированный подход:
Наша работа по духовно-нравственному воспитанию состоит из 4 блоков: 1 блок. Семья. Основная педагогическая заповедь этого блока: Помоги ребенку осознать, что семья (т. е. родители, братья и сестры) – самые близкие ему люди, и они нуждаются в любви и уважительном отношении с его стороны. Правильно построй работу с детьми, у которых:
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных нор, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Ключевые слова: семья, родные, мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Блок «Семья» предполагает следующую работу:
Практический материал для работы дома: рассмотреть семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных; рассказать о семейных традициях; составить родовое древо. Литература для занятий в детском саду: Ч.Кара-Куске «Кырган-аванын баскан быштаа», «Ава» деп сос», «Ача» деп сос, «Кырган ава, кырган-ача», «Даай, даай-ава, чээн», «Кууй», «Дунма», «»Дунмам, акым, угбам, «Ире, ирей», «Честе», «Эш», В.Сухомлинский «Все добрые дела –одна семья», Шитякова Н.П. «Бабушка отдыхает», «Именинный обед» Литература для домашнего чтения: Ч. Кара-Куске «Кым экил?», «Авазынга домей оол», А.Майков «Мать и дитя», В.Дьяченко «Чему учат детей пчелы», «Великодушная дочь». 2 блок. Культура. Основная педагогическая заповедь: Докажи ребенку, что существуют разные народы и соответственно у них есть своя культура – ее нужно уважать и соблюдать. Научи ребенка вести себя достойно везде: в игре, во время еды, разговора, при встрече с другими людьми и т.д. Основная идея: Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча нового года, рождество, масленица. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску. Блок «Культура» также направлен на формирование любви к традициям и обычаям своего тувинского народа. Тематика этого раздела включает в себя: «Устное народное творчество, фольклор», «Национальные костюмы», «Быт и убранство русской избы и тувинской юрты», «Народные игры», «Народные традиции и праздники». Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины. Шагаа (Встреча Нового года по лунному календарю) и Масленица, Бичии Тажы (Маленький герой), национальная борьба «Хуреш», тематические экскурсии по городу Ак-Довурак Ключевые слова и фразы: культура, народы, праздники, Шагаа, игры. Практический материал для работы в детском саду: проведение праздника «Шагаа –найыр моорлап келди, курай-курай!» ( «Встречаем Новый Год!»), проведение тувинских народных игр: «Тевек» (почекушки); Метание аркана (аът шалбалаары); «Аскак-кадай» (хромая бабка); «Аргамчы тыртыжыры» (перетягивание каната); «Стрельба из лука» (ча адары); соревнованиях на санках «Санки -шоу» и другие. Практический материал для работы дома: разучивание тувинских народных игр, чтение тувинских народных сказок, художественных произведений о проведении Шагаа (Встреча Нового Года по лунному календарю) Литература для чтения в детском саду: чтение стихов Ч.Кара-Куске «Шагаа хуну» «Уе-шагнын эргилдези». 3 блок. Труд. Основная педагогическая заповедь: Научи ребенка заниматься настоящим трудом, а не игрой в труд. В труде воспитывает не само физическое усилие, а производственные отношения, которые складываются вокруг труда (А. С. Макаренко). Например, научить детей лепить (можно по частям, чтобы затем собрать их в один продукт) из пластилина сюжетную линию какой-нибудь сказки и сделать анимационный мультфильм. Это и есть производственный труд: его можно продать и получить за это плату. Отсюда и возникает уважительное отношение к труду, где непосредственную роль играют личный пример и поведение воспитателя, игровой подход (не игра в труд), ситуация успеха и т.д. Созидательный и творческий характер труда прививается ребенку через домашний и учебный труд, который приносит душевное и материальное удовлетворение всем членам семьи. Постепенно развиваются умения, навыки и знания трудиться и созидать во благо народа, Отечества. С пятилетнего возраста ребенок, когда впервые берет на свои плечи доступную себе работу, также берет на себя полноправную ответственность внутри семьи, как и остальные члены. Такой подход воспитания помогал вырастить трудолюбивого человека, как залог выживания кочевника-скотовода, зависящего от суровых условий природы. Сохранение старинных тувинских народных праздников и обрядов обогащает духовно-нравственную культуру, несущую в себе нравственные идеи добродетели, человеколюбия и благовоспитанности народа. В традиционной культуре тувинцев можно выделить целый ряд трудовых праздников. Это такие праздники, как «Праздник шерсти», «Праздник юрты», «Праздник сена», «Праздник молока», «Наадым» (Праздник животноводов). Ключевые слова и фразы: без труда нет добра, терпение и труд все перетрут. Практический материал для работы в детском саду: игры «Я умею делать сам», «Пожарные на ученье»; разработка модели трудовых обязанностей (для уголка природы, проведение дежурств); изготовление игр, игрушек для малышей; тест-шутка. Практический материал для работы дома: предоставить ребенку выбор в выполнении основных домашних обязанностей и проследить за их исполнением; участвовать в совместном посильном труде (работа в саду, на огороде и др.). Литература для чтения в детском саду: Л.Чадамба «Мээң ажылым», Ч.Кара-Куске «Ажылда!», «Ажыктыг чагыглар», А.Шокщ «Балыктар аштай бээр», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы». Литература для домашнего чтения: С.Баруздин «Авазының ажылы», В. Сухомлинский «Счастье и труд», «Пекарь и портной», «Правильно думай о труде». 4 блок. Патриотизм (родоначалие). Основная педагогическая заповедь: Знай, что патриотизм — это нравственное чувство, оно присуще каждому человеку. Помоги ребенку развивать его с помощью освоения ценностей своей родной земли, родины и Отечества. Убеди его, что без любви к родной земле (например, городу Ак-Довураку) невозможна любовь к родине (Туве) и Отечеству (России). Любовь к своей малой родине, к своему народу, к России, служение Отечеству. Воспитание молодого поколения в духе любви к своей родной земле, стране, воспитание чувства гордости за Отечество, ответственности за укрепление единого российского государства на духовно-нравственной основе, без чего невозможно привитие и развитие патриотических чувств, сознания и поведения. Как у каждого народа, у каждого человека есть своя земля, своя территория, которую он обязан чтить, облагораживать, защищать. Молитва родной земле бытовала у тувинцев с древних времен. Священная вера и историческое развитие Основная идея: Родина для человека — место, где он родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту. Ключевые слова и фразы: род, Родина, родители, родственники, родился. Практический материал для работы в детском саду: С.Сарыг-оол «Төрээн Тывам», прослушивание песен военных лет; организация выставки рисунков по теме «Моя Родина». Практический материал для работы дома: рассказать детям о людях, защищавших Родину, помогавших в трудные военные годы, о стойкости и подвигах духа и сердца. Литература для детского сада: новеллы В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», «Заповедь дедушки», П.Воронько «Төрээн чер дег, эки чер чок». Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса: Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее (планы, перспективы). Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы. Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования). Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста. Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника. Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов. Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью. Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления. Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию. Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное» Итогом работы с детьми по воспитанию духовно-нравственных чувств стали следующие мероприятия: - 3-е место в городском конкурсе по патриотическому воспитанию дошкольников - 2 место в этапе «Герб моей семьи» в городском проекте «Мой любимый город Ак-Довурак» -3 место в этапе мини-сочинений «Моя улица» и призовые места в конкурсах «Бичии Тажы года». Мы воспитываем гражданина, от которого будет зависеть наше будущее. Я разделяю точку зрения А. С. Макаренко, который писал: «…наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Я твёрдо уверена в следующем:
Литература 1. Примерная программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва. Л.К. Будук-оол, У.П. Допул, А.С. Шаалы. Институт развития национальной школы, 2014 2. Хрестоматия для детских садов и яслей. О.О. Сувакпит, Б.М. Монгуш, К.К. Кара-Куске, 2000. Тувинское книжное издательство. 3. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи. Учебно-методическое пособие Дыбина О.В, Анфисова С.Е, Болотникова О.П. М: Центр педагогического образования, 2014. —80с. 4. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.С. Буре. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
|