Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»
Нравственное воспитание
Автор: Козлова Татьяна Александровна   
21.12.2017 03:08

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем»

Козлова Татьяна Александровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8 «Огонёк» г. Поронайск

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек» В. Белинский

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. [2, с.84]

 

На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования возникла необходимость в новых ценностных ориентирах, методах образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций. Важнейшим таким направлением и ориентиром в отечественной педагогике является обращение к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее востребовано, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве, поэтому дошкольный период является начальным этапом формирования личности ребенка, его ценностной ориентации в окружающем мире. Это в полной мере относится и к таким качествам, как духовность, нравственность, патриотизм. Нравственность и духовность, как и патриотизм не могут развиваться путём естественного взросления человека. Очень важно в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания. Для детей дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в этот период, — знания, навыки, привычки, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и служат основой для дальнейшего развития и становления личности.

В условиях современных требований, изложенных в ФГОС ДО, детские сады играют важную роль в нравственно-патриотическом воспитании, морально-духовном развитии формирующегося гражданина. Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. [1, с.4].

В нашем детском саду педагоги, выстраивая работу по направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников столкнулись с трудностями, которые заключались в том, что дети усваивают все прочно и надолго только тогда, когда слышат, видят и пропускают через все виды деятельности. Также для формирования нравственных, духовных качеств необходима благоприятная предметно-пространственная среда, насыщенная материалом исторического, культурного, краеведческого содержания. Детский сад у нас небольшой и не всегда есть возможность создать все необходимые условия. Возникла проблема поиска и освоения новых вариантов работы-это работа во взаимодействии с музеем. Именно музей выступил как развивающая среда для формирования духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и построения целостного образовательного пространства.

Наш детский сад и «Поронайский краеведческий музей» не один год плодотворно сотрудничают в создании единого музейно-образовательного пространства для воспитания подрастающего поколения граждан нашей страны. Музей и ДОУ в целях своей деятельности традиционно имеют много общего: они стремятся воспитывать чувство патриотизма, духовности и нравственности, способствовать установлению отношения личности с обществом, историей, культурой человечества, формировать личностное, эмоциональное отношение к малой и большой Родине.

Совместную работу строим на основе годового плана по взаимодействию и задач:

  1. Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  2. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  3. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности и чувства уважения к другим культурам;
  4. Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  5. Воспитывать любовь к родному краю и людям, заботящимся о его процветании, к природе родного края и чувство сопричастности к её сбережению;
  6. Устанавливать элементарные отношения с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.
  7. Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умение адаптироваться в окружающем мире.

В совместной деятельности мы используем как традиционные формы работы с детьми – тематические экскурсии, посещение выставок и экспозиций, игровые и творческие продуктивные виды деятельности, развлечения и конкурсы, праздники, так и современные, образовательные технологии, такие как музейная педагогика и проектная деятельность.

Проектная деятельность развивает и обогащает социально-личностный опыт ребёнка посредством включения в сферу межличностного взаимодействия и поисково-исследовательской деятельности, которая позволяет интегрировать сведения из разных образовательных областей, охватывает все виды деятельности, специфические для дошкольников и способствует вовлечению родителей в образовательный процесс совместной деятельности.

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, которая создает условия для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея и дает возможность ребенку самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор. Музейно-педагогический аспект дает возможность, добиться пробуждения у ребёнка творческой активности, через пробуждение и активизацию его эмоционально-чувственной сферы.

В совместно организованных экскурсиях по выставочным залам музея воспитанники знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Детей знакомят с культурой поведения в музее, с профессиями людей, работающих в музее, умение понимать образный язык предметов-экспонатов. С нескрываемым интересом дошкольники знакомятся с экспозициями этнографических и археологических коллекций малочисленных народов Севера Дальнего Востока: уильта, нивхов, айнов, нанайцев. Рассматривают орнаменты на традиционных одеждах, коврах, салфетках, узнают, как украшали глиняную посуду дальневосточные аборигены ещё пять тысяч лет назад. С удивлением обнаруживают, что из рыбьей кожи можно шить одежду, которая была самой дорогой, прочной, а главное — непромокаемой. Здесь же коллекции этнографий народов Востока: японцев и корейцев, с представленным набором парадных свадебных кимоно, детских кимоно, коллекции игрушек. В археологической коллекции дети знакомятся с предметами из кости, керамики, металла, которые рассказывают обо всех этапах древней истории Сахалина. В других музейных залах дети имеют возможность познакомится с разнообразием природы Сахалина и Поронайского района, через выставки фотографий и картин, виртуальные экскурсии в заповедные места, к природным памятникам, в прибрежный подводный мир и мир морских животных, а также с экспонатами чучел животных, обитающих на территории Сахалина. Краеведческий материал способствует в освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края и осознанию своего места в окружающем мире, в усвоении общечеловеческих ценностей.

Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [4, с.4]. Стало традицией проводить праздники народного календаря совместно с музеем: Рождество, Святки, Масленица, Пасха, День любви, семьи и верности. В преддверии праздника дети знакомятся с соответствующими обрядами, народным фольклором (песенки, потешки, прибаутки, считалки, загадки, сказки), который несет в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о верованиях, культуре народа. В ходе мероприятий дети в музее не только знакомятся с историей возникновения народных промыслов, историей народного искусства, народными музыкальными инструментами, но и изготавливают обереги для своих близких, расписывают заготовки ложек изготавливаются подарки и т.п. В мероприятиях, посвященных «Истории ручного письма», традициям чаепития «Мы за чаем, не скучаем, говорим о том о сём», дети сами пробуют писать настоящим пером, макая его в чернила, пробуют себя в искусстве заваривания чая. Новая информационная среда и передача знаний из поколения к поколению объединяет участников событий в единый коллектив, предоставляет детям возможность сопереживать общим впечатлениям и дает возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности.

Особое внимание уделяется знакомству детей как с трагической, так и героической историей нашего края в годы Второй мировой войны. Каждый год проводятся тематические совместные мероприятия с Поронайским краеведческим музеем посвященные Великой отечественной войне и Дню Победы (выставка «Оружие Победы», проектная деятельность «Наши земляки-участники ВОВ», проектная деятельность «Письма с фронта»), мероприятия посвященные освобождению Сахалина и курильской гряды от японских захватчиков (к 70-летию Победы «Как это было»,» поездка к памятнику- мемориалу в п. Леонидово). Дети с большим интересом участвуют в таких мероприятиях, задают вопросы, внимательно слушают рассказы экскурсовода музея. Повышается самостоятельный интерес к историческим событиям, личностям, человеческому подвигу.

В музее организуются и проводятся выставки работ местных мастеров «Выставка кукол» из личной коллекции Е.В. Савенко, фотоработы Шулуновой С. В. «Заповедный край», выставки картин Сахалинских художников и т.д. На таких совместных мероприятиях дети не просто рассматривают творческие и художественные произведения, но и участвуют в мастер-классах, в совместной творческой деятельности по изготовлению кукол из бумаги или росписи раковин моллюсков. Это способствует слиянию воедино красоты зримой и духовной, их прохождению через душу и сердце наших воспитанников, формированию этнокультурных позиций, духовно-нравственных качеств.

Совместно с музеем проводим проектную деятельность, направленную на воспитание гражданственности и патриотических чувств «Наша Родина -Россия» с итоговым мероприятием-развлечением «Люблю тебя моя страна», «История флага, герба России» с итоговым мероприятием «День Российского флага», «Твои защитники» с оформлением тематического стенда «Защитники Родины, которыми я горжусь!»

Созданная нами модель взаимодействия дает возможность более активно привлекать к процессу духовно-нравственного воспитания и родителей воспитанников, которые принимают участие в совместной деятельности с детьми в проектах, конкурсах, выставках, экскурсиях и т.п.

Таким образом, взаимодействие нашего детского сада с Поронайским краеведческим музеем позволяет вести более углубленную и эффективную работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, что дает положительный результат и способствует к дальнейшему становлению личности гражданина России.

Список литературы:

  1. Андриеш В.А. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. СПБ. Детство-Пресс, 2010. 112 с.
  2. Барутчева Е. Хочешь пойдем с тобой в музей. // “Дошкольное воспитание” №5, 2006. С 84
  3. Винниченко В. Ребенок в пространстве музея. //“Дошкольное воспитание” № 5, 2003. С86
  4. Князева О.Л., Маханева М.Д., «Приобщение детей к истокам русской народной куль-туры». Учебно-методическое пособие. – СПБ. Детство – Пресс, 2004, с 120.
  5. Лемкина Ю., Статья «Система методической работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». М.: 2014г.
  6. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика. – М.: Cфера, 2006., 416 с.
  7. ФГОС ДО, М.: УЦ Перспектива, 2014. 32с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год