Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина. |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Бударина Эльвира Абдулатиповна | |||
12.04.2017 22:14 | |||
Нужны ли ребенку правила? Как формируется дисциплина. Полноценная жизнь в обществе невозможна без соблюдения основных норм и правил поведения. Нормы, которые мы прививаем своим детям, постепенно укореняются в их сознании, что позволяет им общаться со сверстниками и избегать конфликтов в различных ситуациях. В дальнейшем дети понимают, что правила им нужны и применяют их в своей жизни. Важно знать, что требуется довольно много времени до того, как ребенок будет все делать осознанно. Поэтому начинать знакомство с правилами поведения следует в самом раннем возрасте. Несколько месяцев после рождения младенцу необходимо постоянное внимание и забота матери. Удовлетворяя своевременно потребности ребенка, мама формирует основу для дальнейшего принятия малышом ограничений и запретов, не вызывая при этом чувства обделенности у крохи.
Когда ребенок становится немного старше, мама вспоминает про собственные потребности и старается донести это до малыша. Например, говорит, чтобы кроха полежал несколько минут, пока мама уложит волосы или погладит платье. Здесь важно не откликаться на первый зов ребенка, а дать ему время поиграть самостоятельно. Так малыш научится принимать потребности других людей. В этот же период следует вводить режим в деятельность ребенка. Нужно учить малыша соблюдать время ежедневных процедур и выполнять их самостоятельно. Например, перед обедом в 12 часов помыть руки. Соблюдая требования режима, ребенок легче будет усваивать правила поведения. Становясь старше с каждым годом, малыш больше узнает о требованиях: что нельзя совать пальцы в розетку или чтобы перейти дорогу нужно дождаться зеленого сигнала светофора. Здесь источником информации являются не только родители, но и социальная среда: детский сад, школа, бабушки и дедушки. Что важно знать о правилах:
Самое главное в воспитании ребенка найти родителям «золотую середину» и все делать с любовью и терпением. От умения папы с мамой объяснять и находить общий язык с малышом зависит формирование его дисциплины. Дисциплиной называют модель поведения человека в обществе, направленную на выполнение установленных норм, законов и требований. Формирование дисциплины начинается с 3-х летнего возраста, когда ребенок уже способен понять что от него требуют. Для начала нужно ввести простой и четкий распорядок дня. А.С. Макаренко считал, что в основе дисциплины лежит выполнение требований, которые дети считают полезными и необходимыми. Это понимание ведет к расширению сознания и формированию сознательной дисциплины. Но добиться таких результатов можно лишь систематической воспитательной и просветительской работой. Ребенок полностью копирует модель поведения родителей, поэтому если в действиях малыша что-то не устраивает, то стоит изменить это в себе. То, как мы разговариваем с малышом и реагируем на разные его действия, воспринимается ребенком, как естественная форма общения. Поэтому, если мама или папа постоянно кричат на свое чадо, то в дальнейшем ответная реакция ребенка будет такой же. Известны три основных типа поведения родителей:
Авторитетная модель поведения наиболее эффективна, потому что основывается на доверии и взаимном уважении. Чтобы выстроить такую модель поведения, психологи рекомендуют придерживаться следующих методов формирования дисциплины:
Подводя итоги: огорчения и конфликты в воспитании ребенка неизбежны, но если родители отнесутся серьезно и с пониманием к процессу формирования дисциплины, то результаты не заставят себя ждать.
|