Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка "Духовно — нравственное воспитание"
Нравственное воспитание
Автор: Пугина Надежда Викторовна   
27.03.2016 19:03

Методическая разработка Духовно — нравственное воспитаниеМетодическая разработка "Духовно — нравственное воспитание"

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Я работаю воспитателем в разновозрастной группе. Работа в такой группе кропотлива и ответственна, требует большого такта, знаний возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Наша группа – это маленький островок для детей дошкольного возраста. На данный момент в группе воспитывается 14 детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет.

В совместном воспитании детей разного возраста есть и положительные и отрицательные стороны. Один из основных положительных моментов — это общение младших со старшими.

 

Разновозрастная группа напоминает дружную семью, если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь.

  • Младшие дошкольники усваивают от старших такие важные правила, как: «каждой вещи – свое место», «все, что можешь, делай сам», «попроси вежливо»; учатся быть самостоятельными.
  • Старшие всегда помогают младшим, служат примером во всем, у них формируется ответственность, добросовестность.
  • Каждое утро в группе мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», а в понедельник с приветствия «Утро радостных встреч».

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, мы используем игры, которые учат умению общаться, воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям.

Нами собрана картотека интересных, увлекательных «Добрых игр», которые знакомят детей с такими понятиями как «добро» и «зло».

Народные игры позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе.

Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети.

Мир ребёнка начинается с его семьи. То, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Еще в XV веке немецкий сатирик Себастьян Брант написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день.

Работе с семьями воспитанников мы отводим особую роль.

Мы провели:

Родительские собрания:

«Как быть здоровым душой и телом»,

«Роль семьи в воспитании детей».

Консультации:

«Формирование нравственных ценностей»,

«Воспитание вежливости».

Работая по теме «Моя семья», дети получают знания о своём ближайшем окружении. Знакомятся с понятиями «родные», «родня», «род». Узнают, почему нужно беречь родных, заботится о близких. Открывают значение пословиц: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьёй.

С отношения ребенка к своей семье, к самым близким людям — к матери, отцу, дедушке, бабушке начинается чувство Родины. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что Родина – Россия одна на всех и каждому из нас надо быть ее полезным.

К 70-летию Великой Победы в группе оформили уголок «Мы помним».

Мы учили с детьми песни, стихи, рисовали рисунки.

Вместе с учащимися школы участвовали в торжественном шествии с флагами и цветами к обелиску погибшим воинам-землякам, где дети прочитали стихи и возложили цветы.

Общению с природой отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании.

Всем известно, что никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности.

А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.

Настоящий огород появился на окне дошкольной группы давно. Дети всех возрастов принимают участие в работе в цветнике.

Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдают за трудом старших детей.

В процессе труда мы наблюдаем за ростом и развитием растений, определяем их зависимость от внешних факторов, от ухода.

В зимний период продолжаем эту работу в группе.

Нами реализованы проекты:

«Огород на подоконнике»,

«Лучок на подоконнике»,

«Чудо – огород». Мы занимаемся выращиванием рассады овощей и цветов.

Наблюдаем за ростом и развитием злаковых культур.

Особо значимым, для наших воспитанников стало ежегодное активное участие в акции «Сделаем мир чище», «Покормите птиц зимой».

В своей работе широко используем все виды устного народного творчества: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы.

В группе оформлен центр театрализованных представлений.

Родители принимают участие в постановке и показе сказок.

В школьном музее дети с удовольствием рассматривают национальные костюмы, предметы быта, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Занятия, проведённые в условиях музейной среды, формируют у детей потребность в ознакомлении с культурным наследием.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники.

Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, угощением блинами.

Летом не забываем о таких праздниках, как «Яблочный спас» и «Медовый спас».

На Пасху расписываем яйца. Мастерим пасхальные сувениры.

В конце недели проводим обсуждение событий произошедших в группе за неделю. Посмотрев менявшееся настроение «человечков», в «Уголке настроения», дети анализируют различные нравственные ситуации, делятся переживаниями, рассказывают о негативных поступках, подсказывают, друг другу как надо было поступить в той или иной ситуацию.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, мы заботимся об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

Я считаю, что наша работа по духовно – нравственному воспитанию имеет свои результаты.

Надеюсь, что в нашей дошкольной группе дети и взрослые живут в мире тепла и доброты, в мире духовности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год