Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Шумеева Наталья Николаевна | |||
01.02.2016 08:25 | |||
Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ За последние годы развитие новых технологий привело к тому, что духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста отошло на второй план. Поэтому педагоги нашего МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» посчитали необходимым обратиться к истокам русской народной культуры, т.к. она отражает жизнь русского народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства. Возрождать нравственные ценности, которые строились на истории культуре и традициях русского народа, нужно с раннего возраста. Актуальность изучения православной культуры в нашем дошкольном образовательном учреждении обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций дошкольных учреждений в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике. Интеграция знаний о православной культуре в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России, свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей в нашей стране, возрождения нравственных ценностей, которые строились на истории культуры и традициях русского народа.
Исходя из всего вышесказанного, мною был разработан учебно-методический комплекс «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ», основанный на программе, разработанной в Ногинском благочинии и экспериментально апробируемой в Ногинске и Ногинском районе с сентября 1998 года. УМК имеет рецензию директора православной гимназии г. Кемерово и включает: рабочую программу, 38 конспектов занятий, т.е. одно занятие в неделю, диск с музыкальным сопровождение к занятиям. Данные занятия с детьми проводятся на кружке по Основам православной культуры: «Возрождение», во время экскурсий. Дети получают знания во время бесед, наблюдений, дидактических и развивающих игр. Целью программы является: Формирование у детей навыков вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, духовно-нравственных качеств личности, через ознакомление детей с родной культурой, русскими народными традициями. Содействие развитию сферы чувств соучастия, сопереживания, патриотизма через занятия по основам православной культуры с использованием фольклора (сказки, песни, пословицы, частушки, поговорки, праздничные обряды). Задачи:
Методы работы:
Программа состоит из разделов:
Занятия проводятся продуктивно 12-15 минут. В это время излагаются одна — две главные мысли занятия, которые преподносятся в яркой образной форме, используя простые, знакомые детям слова и наглядные материалы. SAM_0980 Остальное время занятий посвящается другим видам деятельности раскрашиванию, рисованию, чтению поучительного рассказа. Вследствие проводимой работы с детьми постепенно, шаг за шагом меняется, растет их духовный опыт, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Показателем того, что работа по духовно-нравственному воспитанию оказывает на детей благодатное влияние, является интерес детей к православной культуре, который они выражают в разнообразной деятельности: познавательной, продуктивной и игровой. SAM_0976 В данном курсе даются основные религиозные понятия, которые будут необходимы для работы с детьми более старшего возраста, приобщают к истокам русской народной культуры. Кроме этого, занятия прививают навыки вдумчивого, осмысленного отношения к жизни, приучают к благочестивому поведению. Программа включает в себя логически обустроенные разделы, представленные в доступной для детей формах и объеме. Она призвана раскрыть внутренний мир детей и помочь им стать добрее, чище, счастливее. В занятиях сочетаются три тенденции — воспитательная, образовательная и развлекательная. Пользующаяся приоритетом воспитательная тенденция основана на том, чтобы дать детям представление о добре и зле. В нашем дошкольном образовательном учреждении создан уголок русского быта. В нем представлены предметы русского народа: люлька, ухваты, русские самовары и многое другое. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр использование специально-отобранных народных сказок и малых фольклорных форм. Детям по-новому открывается жизнь людей и природы через знакомство с музыкальными произведениями, чтение поучительных рассказов на евангельские темы. Реальными, значимыми, содержательными, непридуманными событиями наполняется целый год, в котором самое видное место занимают праздники, радостный мир православия. В течение года дети знакомятся с детской библией, историей Ветхого и Нового Завета, русскими народными традициями, обычаями русского народа. Через эти занятия воспитанники приобретают общечеловеческие ценности, идеи веры и добра, милосердия. Занятия имеют системный, последовательный подход, через игры и упражнения, беседы и наблюдения, экскурсии и посещения детьми местного храма Святого Онуфрия в будние дни и праздничные происходит комплексное воздействие на познавательную деятельность детей. Дошкольники знакомятся с батюшкой, устройством храма. Батюшка проводит с детьми беседы на различные евангельские темы, такие как: «Воскресение Господа Иисуса Христа», «О святых иконах», «Кто изображается на иконах» и др. Используется наглядный материал и аудиозаписи. Дети усваивают самые простые молитвы, такие как: «Слава Тебе Боже, Слава, Тебе», «Господи, помоги», «Господи, помилуй», разучивают стихотворения: «Мой Ангел», «Чувство умиления» Ф. Глинки. «Христос Воскрес» В. Шамонина. Дошкольники с большим желанием посещают кружок, особенно любят празднование светлой Пасхи. Ребята участвуют в русском обычаи всеобщего целования: берут в руки писанки (яйца) и, проговаривая «Христос воскрес» обмениваются яичками и целуются. Слушают звон колоколов «Пасхальный благовест», «Дева Мария» в аудиозаписи, исполняют танец с веточками вербами и платочками, играют в русские — народные игры: «Прокати по горке яичко, чье дальше?», «Чье яйцо дольше прокрутится». В течение года ребята разучивают стихотворения о православных праздниках, народные приметы, инсценируют сказки: «Писанки для Аленки», «Три елочки», Рождество Христово». Поют песни «Ангелы», «К нам пришла весна». По моим наблюдениям и наблюдениям со стороны родителей можно сделать вывод, что посещения кружка положительно сказывается на детей, так как они становятся более спокойными, отзывчивыми, совершают добрые дела и поступки, проявляют чувство доброты и милосердия к ближним и окружающим их людям, всегда готовы прийти на помощь, слушают родителей, не противоречат им и с уважением относятся к старшим и друг к другу.
|