Слабость сильного |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Прибыткова Виктория Анатольевна | |||
17.11.2015 12:43 | |||
Слабость сильного Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о проявлении агрессивности у детей старшего дошкольного возраста. Предложены варианты профилактической коррекции для педагогов по снятию агрессивных тенденций у детей. Лучшее средство против детской жестокости – родительская любовь. «Отдай мои игрушки» Сегодня широкое распространение агрессивных проявлений именно в детской среде вызывает все большую тревогу и обеспокоенность общества.
Проблема агрессивности одна из центральных задач, так как, начиная уже с раннего возраста, современные дети проявляют ярко выраженную склонность к агрессии. Дошкольное детство — наиболее ответственный наполненный кризисными периодами, интенсивного формирования всех сторон личности. Главное в том, что у каждого ребенка возникает вопрос: что помогает ему построить гармоничные отношения с миром – агрессия или гуманность? Агрессивный ребенок приносит массу проблем своим родителям. Если такому типу детей что-то понадобиться, очень трудно, почти невозможно уговорить что-то не делать. Да их можно отвлечь на некоторое время от понравившейся игрушки и неважно, что с ней играет другой ребенок, но это кратковременный импульс. Вероятно, это связано с желанием удержать и отпускать. Конфликты между обладанием и отпусканием могут привести к враждебным, либо к доброжелательным установкам. Поэтому удержание может становиться как грубым захватом или задержанием, или превращаться в способ заботы: иметь и сохранить. Отпускание так же может превращаться дать волю своим разрушительным страстям или же становиться пассивной готовностью оставлять «Все как есть» и полагаться на естественный ход событий. Опыт работы с детьми показывает, что подавляющее большинство детей не охотно делятся со своими игрушками, уступая только авторитету родителей, но всегда с плачем, истериками и вспышками гнева. Однако если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции. Это может привести к всевозможным психическим расстройствам, которые проявляются в некоторых реакциях у ребенка: он теряет аппетит, перестает ходить на горшок, тревожно спит, а иногда даже приходиться обращаться за помощью к специалистам. И все-таки эти дети нуждаются не в медикаментозном воздействии, а в особом воспитании – и оно должно начаться как можно раньше, пока ребенок не вырос. «Твою энергию, да в мирных целях» Работа с агрессивными детьми должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь со стороны ребёнка. Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка. Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, — родители. Работа со взрослыми, составляющими ближайшее окружение ребенка, должна строиться как в плане ознакомления их с причинами детской агрессивности, психологическими особенностями агрессивных детей (самооценка и структура мотивационно-потребностной сферы), так и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые (воспитатели, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка — кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного. Современными психологами предлагаются занятия по снижению уровня агрессивности:
Не бойтесь проявить помощь своим детям, поймите они нуждаются в нас. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. Рассмотрев известные пути преодоления и профилактики агрессивного поведения детей, можно предположить, что отдельные элементы системы могут использовать родители самостоятельно без консультаций психологов и педагогов. Ребенок должен видеть, что он нужен и важен для вас, вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть. Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка Список литературы для сватьи.
|