Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Полторецкая Юлия Александровна | |||
04.09.2015 21:04 | |||
Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО (духовно-нравственное направление) Руководитель: Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории. Творческая группа:
2015 г. Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой. Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным. Проект «Мы дети планеты Земля» разрабатывался для детей среднего и старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству. Проект «Мы дети планеты Земля» Паспорт проекта Вид проекта: познавательно-творческий, групповой. Время реализации: февраль — апрель. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, Образцовый театр танца «Плясицы» (художественный руководитель Левашова Л. Е.) Возраст участников: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание. Актуальность темы: Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Именно такой период переживает наша страна на данный момент. Сегодня современная цивилизация переживает ряд кризисов. Подтверждением тому могут стать события, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение конфликтов на почве религиозной и этнической принадлежности населения разных стран, в частности конфликтная ситуация с Украиной. Все это говорит о духовном дефиците человечества. Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Однако анализ педагогической литературы по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи. Для решения данных задач была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009). На основе данной Концепции была создана программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле», позволяющая педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать региональный компонент «патриотическое воспитание». Эта идея легла в основу проекта по формированию толерантной культуры у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей малой Родины «Мы дети планеты Земля». Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у дошкольников побудили нас начать разработку проекта по воспитанию толерантности у дошкольников. Проект «Мы дети планеты Земля» составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Модель формирования толерантного поведения разработана группой педагогов нашего дошкольного учреждения, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. С помощью проекта «Мы дети планеты Земля» мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности. И главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес. Таким образом, можно заключить, что тема духовно-нравственного развития является актуальной для изучения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей. Цели проекта:
Задачи проекта:
Гипотеза образовательного проекта. Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом «Мы дети планеты Земля» позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития. Принципы реализации проекта: 1. доступность:
2. систематичность и последовательность:
3. наглядность и занимательность:
4. динамичность:
5. дифференциация:
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи развития:
Задачи исследовательской деятельности:
Этапы работы над проектом Ожидаемый результат проектной деятельности: 1. для педагога:
2. для детей:
3. для родителей:
4. для педагогов ДОУ:
Продукт проектной деятельности:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №67 городского округа Тольятти проект приказа 10. 02. 2015 г. № О создании творческой группы В целях формирования толерантной культуры у дошкольников через приобщение к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения в рамках реализации регионального компонента ООП ДО (духовно-нравственное направление) ПРИКАЗЫВАЮ:
Руководитель проекта: Абдалова В.А., старший воспитатель, высшей квалификационной категории. Члены творческой группы:
3. Творческой группе:
4. С учетом сроков реализации проекта подготовить презентацию и защиту данного проекта 04. 06. 2015 г. в форме итогового мероприятия праздника «Все народы в гости к нам» 5. Контроль за исполнением данного приказа возложить зам. директора Иванову В.Е. Муниципальное бюджетное учреждение лицей № 67 структурное подразделение детский сад «Русалочка» г.о. Тольятти
|