Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» |
Нравственное воспитание | |||
Автор: Парамонова Елена Валерьевна | |||
11.08.2015 22:27 | |||
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Духовно-нравственное развитие дошкольников подразумевает процесс, связанный с положительными качественными изменениями внутреннего мира личности под влиянием системы духовно-нравственного воспитания, социальной среды, собственного опыта и опыта других людей, а также состояние, характеризующееся достигнутым личностью уровнем духовно-нравственной воспитанности на каждом возрастном этапе. В своей работе со старшими дошкольниками я ставлю следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию:
Формирование духовно-нравственных основ личности обеспечивается за счет следующих условий
Мною собран разнообразный теоретический и практический материал:
Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:
В работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию мною выделены следующие приоритеты:
Мною была реализована серия НОД «Дорогою добра» Цель — приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественным духовно-нравственным традициям посредством ознакомления с предметами русской старины. Задачи: Обучающие: – знакомство детей с основами этнокультуры;
Развивающие:
Работа осуществляется в два этапа: I этап – когнитивно-эмоциональный (ознакомление с укладом жизни русского народа, традициями, развитие интереса к историческому прошлому). Занятие 1 «Родина» Занятие 2 «Русь колокольная» Цель занятия — дать детям первоначальные сведения о колоколах, закрепить с детьми знания о строении колокола, воспитывать любовь к историческому прошлому. II этап – эмоциональнально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности), занятия продуктивной деятельностью Занятие 6. «Землю красит человек, а человека труд» Цель седьмого занятия — познакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта для воспитания в детях любви и бережного отношения к народной культуре и традициям русского народа. Занятие 7. «Ознакомление с предметами быта русского человека» Цель занятия — формировать представления о предметах быта в Русской избе: печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Занятие 8. Семейное рукоделие «Кукла-закрутка» Цель занятия — введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия, знакомство с приемами изготовление простой куклы из ткани. Занятие 9. «День славянской письменности и культуры» Цель последнего, десятого занятия — воспитывать интерес и уважение к книжной культуре Таким образом, специально организованная педагогическая работа с дошкольниками с учетом создания развивающей среды, адекватной развитию ребенка и обеспечивающей знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни способствует повышению уровня духовно-нравственного развития старших дошкольников. Немаловажным условием успешности проведенной педагогической работы стало соответствие выбранного материала возрастным и индивидуальным особенностям и интересам старших дошкольников. Кроме того, формирование у детей представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды сопровождалось совместным участием взрослых (как педагогов, так и родителей) в созидании этой среды.
|