Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
Нравственное воспитание
Автор: Горовенко Анжелика Германовна   
11.12.2014 23:39

Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери») .

При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.

Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:

- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа: «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.

- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.

- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.

В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.

Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год