Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Новогодние чудеса» |
Новый год | |||
Автор: Селиверстенко Анастасия Викторовна Медведева Елена Николаевна Вараксина Оксана Викторовна | |||
17.01.2023 07:27 | |||
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Новогодние чудеса» (С использованием акватерапии) (возрастная категория 5-7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка» г.Белгород Авторы:
2023 г. Данное мероприятие выбрано не просто так, в работе учителя-логопеда, он оказался наиболее эффективным и интересным. Представляем вашему вниманию сценарий логопедической квест-игры «Новогодние чудеса» с использованием нетрадиционных форм обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи.
Что такое квест? Квест – это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста? Да! А с детьми с нарушениями речи? Безусловно, да! В этом случае содержание, задания и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями. В коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями речи использование квест-игр возможно при фронтальной работе с детьми по развитию лексико-грамматических средств языка и занятиях по обучению элементам грамоты. Творческий потенциал логопеда позволяет использовать элементы игровой терапии с водой в различных вариациях и в зависимости от конкретных ситуаций, будь то плановая игра для отработки произнесения того или иного корригируемого звука, в момент снятия психо-эмоционального напряжения у негативно настроенного на логопедическую работу дошкольника. Решили объеденить квест -игру и, — аква терапию для получения более успешного результата коррекционной работы. С уверенностью можно сказать! Использование в квест -игре таких элементов как акватерапия дает очень хорошие результаты в работе по устранению логопедических проблем у дошкольников. В качестве вспомогательного средства — позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать напряжение эмоционального характера. Данный квест был проведен именно в жанре приключений. В квесте приняли участие все дети группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Таким образом квест-игры с использованием аква терапии- можно по праву считать инновационной логопедической технологией, внедряющей современные, новые приемы и методы коррекционной работы, направленные на повышение ее качества, а также одна из интереснейших форм работы, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, как личности творческой, с активной познавательной позицией. Что и соответствует основным требованием ФГОС ДО. Квест-игра «Новогодние чудеса» Цель: развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, детское творчество. Задачи:
Предварительная работа: беседы о зиме: о зимнем явлении природы — снегопаде, о разнообразии снежинок, свойствах снега и льда, о жизни диких животных зимой. Оборудование: снежинки с подсказками, воздушные шары, наполненные гелием, карта, снежинки с недостающими частями, две прозрачные емкости с водой и льдинки на ниточках, белые силуэты геометрических фигур, большой камень, строительный материал, фотографии диких животных (заяц, медведь, кабан, еж), коробка с новогодними игрушками, елка, набивные мячи, три набора следов животных, костюм снеговика, письмо. Ход игры: Учитель-логопед сообщает детям, что утром на крыльце детского сада обнаружено необычное письмо, так как оно от снеговика. Предлагает детям прочитать его: Здравствуйте, мои друзья! Ваша помощь мне нужна. С картой шел я через лес, Заблудился и исчез. Карта в помощь мне была, Но сорока унесла. Вот теперь сижу один Я среди огромных льдин. Вам письмо с надеждой шлю, Помогите, вас прошу! Чтоб не сбились вы с пути И смогли меня найти, Я подсказки вам писал И в снежинках оставлял. Учитель-логопед предлагает детям найти пропавшего снеговика, но предупреждает, что для этого нужно будет пройти сложные испытания, преодолеть препятствия, быть ловкими, храбрыми, смелыми. Учитель-логопед советует детям внимательно посмотреть по сторонам, чтобы отыскать первую снежинку-подсказку. Дети находят первую снежинку, на обороте которой написана загадка: Если хочешь умным стать, Нужно много книг читать, Чтоб найти все книги века Приходи в (библиотеку). Дети вместе с логопедом с помощью подсказки, понимают, что следующая снежинка находится в книжном уголке (на снежинке — загадка). Если собираетесь куда-нибудь, Она вам укажет нужный путь. Смело идите, куда вы хотели. Она приведет вас точно к цели. (Карта.) Учитель-логопед: Ребята, давайте посмотрим, в какой книге может быть карта? После совместных обсуждений, дети принимают решение, что, так как подсказки оставлял снеговик, она может быть в книге о зиме и Новом годе. Дети находят карту. Учитель-логопед: Молодцы! Мы обязательно спасем снеговика с помощью этой карты, но на ней много разных дорог. Как же мы найдем нужную дорожку, которая приведет нас к снеговику? (Ответы детей.) Учитель-логопед: Снеговик в своем письме написал, что он оставил подсказки на снежинках, значит, мы должны идти по дороге, на которой есть отметки-снежинки. Учитель-логопед: Вот мы и попали в зимний лес. Вы слышите, как хрустит снежок? А вы знаете, почему это происходит? (Ответы детей.) В мороз снег хрустит от того, что под ногами ломаются миллионы снежинок. Задание 1. «Собери сломанные снежинки». По всей группе развешаны воздушные шары, наполненные гелием, на которых прикреплены силуэты разных снежинок с одной отсутствующей частью. Детям необходимо поймать шарик, снять снежинку и добавить к ней недостающую часть. Выполнив задание, дети находят подсказку на одной из снежинок: Быстро вы вперед идите И задание решите! Дети идут вперед. Подходят к емкостям с водой и выполняют следующее задание. Задание 2. «Что прячется в воде?». -акватерапия Учитель-логопед обращает внимание детей на то, что в воде лежит какой-то предмет, но он невиден. Учитель-логопед: Ребята, как вы думаете, что же такое лежит в воде? (Ответы детей.) Учитель-логопед дает подсказки: В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед) Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно. (Лед) Рыбам нужно жить тепло: крыша — толстое стекло. (Лед) Учитель-логопед: Молодцы, ребята, и с этим заданием справились. Все загадки отгадали. А теперь давайте потянем за ниточки и посмотрим, что достанем из воды. Дети тянут за ниточку и достают льдинки. К одной из льдинок прикреплен пакетик, в котором находится снежинка с подсказкой: Связывает вместе речки берега Чудо подвесное — хрустально-ледяное. (Подвесной мост.) Учитель-логопед: Лед растает и тогда мост исчезнет навсегда. Торопиться нужно нам, чтоб помочь своим друзьям! Задание 3. «Нарисуй волшебные льдинки». На полу разложены два каната в виде дорожки — подвесной мост. На «мосту» лежат силуэты геометрических фигур разного размера — это место разрушений на мосту. Для того чтобы пройти по этому мосту, его нужно починить (наложить нарисованные волшебные льдинки). Дети рисуют на геометрических фигурах белого цвета волшебные льдинки. Когда мост полностью отремонтирован, дети идут по нему навстречу новым приключениям. На одной из льдинок они находят следующую подсказку: Нужно камень вам найти, Три дороги позади. На следы внимательно посмотрите, Верный путь определите. Задание 4. «Угадай, чей след?». Пройдя по мосту, дети находят большой «камень», от которого в разные стороны отходят три дороги. На них находятся следы животных, двое из которых зимой впадают в спячку. Рядом расположены фотографии животных: медведь, заяц, кабан, еж. Детям нужно узнать какому животному принадлежат следы и положить фотографию на соответствующую дорожку. Учитель-логопед: Ребята, вы отлично справились с этим заданием, но как узнать по какой из этих трех дорог нам идти дальше? Наверное нам нужно проявить смекалку и догадаться самим. (Дети рассуждают: если медведь и еж впадают зимой в спячку, то они сейчас спят и помочь нам никак не могут. А зайчик зимой скачет везде, он-то нам и сможет помочь.) Дети идут по дорожке со следами зайца и находят снежинку с подсказкой, но попадают в снежную западню. Учитель-логопед: Эх, ребята, сколько снегу, Побежим бегом! Крепость снежную с разбегу Приступом возьмем! Задание 5. «Снежная преграда» Посередине группы из крупного строительного материала (кубики напольные) построена полукругом ледяная крепость. Учитель-логопед: Для того, чтобы пройти дальше, крепость нужно разрушить. В этом нам помогут солнечные зайчики (набивные мячи). Дети бросают мячи в конструкцию и она рассыпается. Из-за крепости выходит снеговик с коробкой в руках. Снеговик: Спасибо вам, ребята, что освободили меня из снежного плена! На праздник нес я вам сюрприз. Хотите посмотреть что внутри? Дети открывают коробку. Достают новогодние украшения для елочки. Учитель-логопед: Ну вот и подошло к концу наше приключение. Снеговика мы освободили, теперь будем наряжать елочку и ждать в гости Дедушку Мороза и его помощников. Во время украшения елочки учитель-логопед спрашивает детей: - Где побывали? - Какие задания выполняли? Понравилось ли выполнять задания? - С каким заданием было труднее всего справиться? - Что понравилось больше всего? Список использованной литературы
деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов: учеб. пособие для педагогов. — СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 64 с. 4. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1995. — 198 с.
|