Проект «Рязань — новогодняя столица России 2020» |
Новый год | |||
Автор: Калинина Тамара Владимировна Бердникова Надежда Юрьевна Тодоренко Татьяна Александровна Жданова Лариса Анатольевна Кабанова Светлана Викторовна Ивина Елена Викторовна | |||
12.01.2020 19:57 | |||
Проект «Рязань — новогодняя столица России 2020» (старшая логопедическая группа № 6 «ЗВЕЗДОЧКА») МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЖЕМЧУЖИНКА» ГОРОДА РЯЗАНИ Разработали: воспитатель логопедической группы Калинина Тамара Владимировна; воспитатель логопедической группы Бердникова Надежда Юрьевна; учитель-логопед Тодоренко Татьяна Александровна; музыкальный руководитель Жданова Лариса Анатольевна; инструктор физкультуры Кабанова Светлана Викторовна; заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Ивина Елена Викторовна Декабрь, 2019г. Актуальность: Новый год — долгожданный и любимый многими праздник. Это время веселья, чудес, приключений и новых открытий. Добрая традиция празднования Нового года, побуждает собираться вместе с друзьями, родными, дарить друг другу подарки, доставлять всем радость. Но в результате беседы с родителями и детьми, проводимой нами в группе, выяснилось, что не только дети, но и взрослые, их родители, мало знают историю возникновения праздника, традиции празднования Нового года не только в нашем городе Рязани в других странах.
Дети не видят особой разницы между Дедом Морозом и Санта-Клаусом; не во всех семьях принято накрывать традиционный праздничный стол, готовить исконно русские блюда; ставить дома новогоднюю елку; делать подарки близким и друзьям… Т. е. утрачиваются семейные традиции встречи Нового Года во многих российских семьях. Все чаще заимствуются и используются западные традиции и символы Нового Года. Разобраться в этих вопросах поможет информационно – творческая деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «РЯЗАНЬ — НОВОГОДНЯЯ СТОЛИЦА 2020» Проект «Рязань – Новогодняя столица России 2020» – это уникальная возможность объединения детей, родителей и специалистов дошкольного учреждения. Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о традициях и обычаях празднования нового года, его сказочных персонажах, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. Считаем, что проблема важна и достаточно масштабна. Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре рязанского края посредством календарно-обрядовых праздников. Задачи проекта:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Вид проекта: информационно – творческий Доминирующая область: познавательное развитие. Сроки реализации проекта: 3 недели (с 9 декабря – 31 декабря), краткосрочный. Участники проекта: воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, дети старшей группы, родители воспитанников. Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. -Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми. — Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника. Выполнение проекта: поэтапная реализация проекта. 1 этап — подготовительный (организационный) Цель: создание условий для мотивации к совместной творческой деятельности всех участников проекта (определение темы проекта, формулировка целей и задач проекта, сбор информации и иллюстраций по теме проекта). 2 этап — основной (продуктивный): Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей, детей в совместной деятельности всех участников проекта. 3 этап — заключительный Цель: оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами:
ТЕМЫ НЕДЕЛЬ ПРОЕКТА: С 09. 12. 2019 года — 13. 12. 2019 года «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ»; ЦЕЛЬ: Формировать представления о хвойных деревьях, растущих на территории родного края, особенностях их строения, местах произрастания, воспитывать бережное отношение к ним, гордиться природой края, в котором мы живём. Познакомить детей с символом праздника Нового года – елка. С 16. 12. 20219 года — 16. 12. 2019 года «ПЕРСОНАЖИ НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЫ 2020» ЦЕЛЬ: Продолжать знакомство с главными персонажами новогодней столицы – Рязань 2020»; вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. С 23. 12. 2019 – 31. 12. 2019 года «НА ПОРОГЕ НОВЫЙ ГОД» ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», познакомить с правилами безопасности в новогодние праздники. Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Планирование работы с детьми в рамках проекта ТЕМА НЕДЕЛИ: «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ» (2 неделя декабря) Цель: Формировать представления о хвойных деревьях I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 1. БЕСЕДЫ: «Кто работает в лесу?», «Не у всех деревьев есть листочки», «Хвойные деревья родного края»,. «Как хвойные деревья помогают человеку?».. «Как узнать ель?»,. Итоговая беседа по теме: «Хвойные деревья» 2. НАБЛЮДЕНИЕ за кипарисом. 3. ПОЗНАНИЕ. ФЦКМ: «Хвойные деревья». 4. КОММУНИКАЦИЯ. Отгадывание загадок. Тема: «Хвойные деревья», Чтение художественной литературы. Тема: «Почему сосна и ель вечно зелёные?» 5. Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинского «Спор деревьев», А. Лопатина «Мудрость дерева», В. Лескова «Лечебница под сосной», В. Лескова «Лечебница под сосной», В. Шипуловой II. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
III. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКАЛЬНОЕ) СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ П. И. Чаковского времена года «Декабрь»; ХОРОВОДЫ: «Ой, зима!», «На пороге новый год!»; ПЕСНЯ «Елочка — красавица»: МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «Дед Мороз»; IV. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) РИСОВАНИЕ. Тема: «Ель», Тема: «Сосновый бор»; ЛЕПКА: Тема: «Лесные друзья елочки». КОНСТРУИРОВАНИЕ. Тема: «Елочка» V. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Два мороза» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
ТЕМА НЕДЕЛИ: «БЫЛИННЫЕ ПЕРСОНАЖИ НОВОГОДНЕЙ СТОЛИЦЫ РЯЗАНЬ 2020» (3 неделя декабря) I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 1. БЕСЕДЫ: Тема: «Рязань – новогодняя столица 2020 год», Тема: «Беседа на тему «Подарки к Новому году», Тема: «Если на новогодний праздник вырубят все елки, то…» 2. ПОЗНАНИЕ. ФЦКМ: «Тема: «Главные герои новогодней столицы – Рязань 2020». 3. КОММУНИКАЦИЯ. Тема: "Письмо для Дедушки Мороза", Чтение художественной литературы. Тема: «Тема: «ТЕМА: р.н. сказка «Снегурочка»,» 4. Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Морозко», русская народная сказка «По щучьему велению», русская народная сказка «Два Мороза», Н.Сладкова «Всему своё время»; 5. РАССКАЗЫ О РЯЗАНСКИХ БЫЛИННЫХ ГЕРОЯХ: «Кто такой Рязанский Косопуз?», «Кто такая Баба Рязанская?», «Кто такой Евпатий Коловра?», «Кто такая Забава Путятишна?». 6. ЗАУЧИВАНИЕ ПЕСЕН И СТИХОВ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ 7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА — Составь рассказ на тему: «Любимый праздник Новый год» II. СОЦИАЛЬНО — КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
III. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКАЛЬНОЕ)
IV. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) 1. РИСОВАНИЕ Тема: «Русский народный сарафан Авдотьи Рязаночки»», 2. Тема: «Рубаха Рязанского Косопуза»; 3. ЛЕПКА. Тема: «Забава Путятишна» (глина) 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ. Тема: "Волшебные фонарики" V. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Прогулки с родителями по улицам и площадям города Рязани. Наблюдение за представлениями, проходимыми на территории резиденции Деда Мороза и других центрах. Экскурсия в музей «Леденца». ТЕМА НЕДЕЛИ: «НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ» (4. 5 недели декабря) I. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ 1. БЕСЕДЫ: Тема: «Что такое Новый год», Тема: «Новогодние традиции», Тема: «Беседа с детьми «Кто такой Дед Мороз и Снегурочка», Тема: «Зачем люди дарят друг другу подарки?» 2. ПОЗНАНИЕ. ФЦКМ: Тема: «Как появился новый год в РОССИИ». 3. КОММУНИКАЦИЯ. Тема: "Сочиняем сказку про Деда Мороза», 4.Чтение художественной литературы. Тема: рассказ Е. Тарасовской «Новый год» 5. Чтение художественной литературы: М.Зощенко «Елка», К.Чуковского «Елка» 6. ЗАУЧИВАНИЕ ПЕСЕН И СТИХОВ К НОВОГОДНЕМУ УТРЕННИКУ 7. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. Составь рассказ на тему: «Любимый праздник Новый год». II. СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
III. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (МУЗЫКАЛЬНОЕ) СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ А. Александрова «Новогодняя полька» ХОРОВОДЫ: «Ой, зима!», «На пороге новый год!»;
IV. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ)
V. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНАЯ ИГРА: «Два мороза», «Заморожу». БЕЗОПАСНОСТЬ: 1. «Обсуждение опасных ситуаций при украшении новогодней елки». 2. «Елочная гирлянда красиво — но небезопасно» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Консультация для родителей «Пиротехника», «Осторожно – НОВЫЙ ГОД!», памятка для родителей «Вопросы на которые должен ответить ребенок» Консультация для родителей «Пиротехника», «Осторожно – НОВЫЙ ГОД!», памятка для родителей «Вопросы на которые должен ответить ребенок» Выводы: В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием вспоминают о новогодних праздниках, рассматривают альбомы, коллекции открыток и фотографии, поют новогодние песни, узнают мелодии. Мы пришли к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес. Список литературы и интернет-ресурсов: 1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. // Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 2. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 3. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка – дошкольника: В мире прекрасного. Метод. пособие. // Л.В. Куцакова, С.И. Мерзляко – М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 4. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. 5. Лиштван З. В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: «Просвещение», 1981. 6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М.: Карапуз-Дидактика, 2007. 7. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Старшая группа М.: Мозайка – Синтез, 2014 8. Ушакова У. М., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5 – 6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игр и упражнения. –М:. Вентана – Граф, 2010. http: //pochemu4ka. ru/load/zima_novyj_god/kalendar_ozhidanija_advent_ka lendar/kalendar_ozhidanija_novogo_goda/503-1-0-1251
|